Для оценки эффективности работы предприятия использование только показателей недостаточно, поэтому необходимо рассчитать показатели рентабельности, которые характеризуют степень доходности, выгодности, прибыльности, т.е. степени эффективности деятельности предприятия.
Основные виды рентабельности:
1. Рентабельность имущества:
Rпр-ва = П / ФОосн+ФОобор, где
П – прибыль
ФОосн – основные оборотные фонды
ФОобор – основные оборотные фонды
2. Рентабельность продукции:
Rпрод = П / С * 100
3. Рентабельность продаж (реализации):
Rпродаж = Преал / Vреал * 100, где
Vреал – объем реализованной продукции
Преал – прибыль от реализации продукции
4. Рентабельность инвестиции:
Rинв = Пчистая / И *100, где
И – объем инвестиции
Таблица 4.3.1 – Показатели рентабельности производства
Факторы, повышающие рентабельность:
· повышение прибыли;
· модернизация производства;
· снижение издержек производства.
Урок 21. Практическая работа № 7.
Тема: Расчет прибыли и рентабельности.
Раздел 5. Планирование деятельности организации.
Урок 22. Тема 5.1: Бизнес-планирование.
1. Составные элементы, этапы, принципы и виды внутрифирменного планирования.
2. Понятие, типы и структуры бизнес-планов.
Составные элементы, этапы, принципы и виды внутрифирменного планирования
ПЛАНОРОВАНИЕ – один из экономических методов управления, это форма внутрипроизводственного увязывания факторов производственной и финансовой деятельности предприятия.
Принципы планирования – систематическая подготовка принятия решений по вопросам правильного установления спроса и предложения, выбора оптимальной технологии, величины основного и оборотного капитала, ресурсного обеспечения, форм, методов реализации и т.д.
Основные этапы планирования: планирование → выработка и принятие решений → реализация → контроль.
Планирование классифицируется по признакам:
1. по степени охвата:
· общее, охватывающее вся деятельность предприятий;
· частное, сферы деятельности
2. по содержанию:
· стратегическое – поиск новых возможностей;
· оперативное – реализация возможностей
3. по предмету планирования:
· целевое (какие цели нужны);
· средств производства – ресурсы, оборудование, финансы, информация
Укрупненную структуру плана деятельности предприятия можно показать схемой:
Понятие, типы и структуры бизнес-планов
В современной рыночной экономике в системе планирования широко используется бизнес-планирование.
БИЗНЕС-ПЛАН – это документ, план развития бизнеса на определенный период, в котором определены цели, стратегии, направления хозяйственной деятельности предприятия.
В России выделяют 4 типа бизнес-планов:
1. внутренний бизнес-план должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования предприятия. В состав такого бизнес плана должны включаться только показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость снижает его эффективность.
2. бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;
Составлением бизнес-плана занимаются специалисты, в основном, экономисты. Структура и объем бизнес-плана у каждого предприятия различны и зависят от цели. Основная цель любого бизнес-плана – это план возможных действий предприятия на рынке. Он всегда носит перспективный характер, предполагая возможность эффективного поведения предприятия.
Бизнес-план всегда должен учитывать свои интересы и тех, кому он предназначен, учитывать интересы инвесторов, кредиторов, предусматривать обязательные возможности уплаты процентов.
При всем многообразии целей и видов бизнес-планов выработана общая схема его структуры: