Структуры отраслей имеют тенденцию к изменению под влиянием НТП, расширения и углубления разделение труда, специализации производств, возникновения новых производств, отмирания старых и др.
Для анализа развития подотраслей, отраслей промышленности используются следующие показатели:
1. Доля отдельной промышленности в общем объеме промышленности.
2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленности.
3. Коэффициент опережения:
Коп = Тотр. / Тпром., где
Тотр. –темп развития отрасли
Тпром. –темп развития промышленности
4. Соотношения между добывающей и перерабатывающей промышленностями.
Структурные сдвиги отраслей, в том числе промышленной, оказывают огромное влияние на эффективность НХК, ВНП.
Позитивными структурными переменами в РФ являются:
· устойчивое повышение доли услуг. В 1992 году – 33%, а в 1995 – 53%;
· в стране растет доля инвесторов: банков, инвестиционных компаний;
· растет доля отраслей с повышенной степенью переработки сырья, продуктов (комплексная переработка);
· идет углубление специализации.
ВЫВОД: дальнейшее совершенствование структуры НХК и структуры промышленной отрасли являются важнейшим фактором повышения эффективности народного хозяйства.
3. Формы и виды организаций промышленных производств в отрасли
Основными формами организации промышленного производства являются:
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – обособление отраслей, предприятий на производство определенного вида продукции или его части, определенной технологической операции.
Различают:
· предметную специализацию по определенному вкладу готового продукта;
· подетальную специализацию по производству отдельных деталей, частей (моторный завод, подшипниковый завод);
· технологическую специализацию по определенным операциям, стадиям (литейный завод).
Специализация требует использования высокопроизводительного, автоматизированного оборудования, механизации, новых технологий и за счет этого повышается уровень квалификации, уровень производительности труда. Идет рост прибыли, рентабельности и соответственно снижение себестоимости.
2. КООПЕРИРОВАНИЕ – это тесные производственные связи между отраслями или предприятиями, совместно участвующими в изготовлении продукта.
Плюсы:
· оптимальное использование мощности;
· строгое соблюдение стандартизации по ГОСТу.
Минусы:
· увеличение транспортных расходов;
· монотонность работы.
Виды связи по кооперированию:
· внутрирайонное;
· межрайонное;
· внутриотраслевое;
· межотраслевое
3. КОНЦЕНТРАЦИЯ И КОМБИНИРОВАНИЕ.
КОНЦЕНТРАЦИЯ – сосредоточение средств производства, рабочей силы выпуска продукции на крупных предприятиях.
Крупные предприятия в странах с рыночной экономикой занимают около 20-25%, но их доля в ВНП – 70-80%.
КОМБИНИРОВАНИЕ – высшая форма организации промышленности, когда предприятия, выпускающие разную продукцию, объединяются в комбинаты, промышленно-финансовые группы (ФПК) кроме предприятий в них также входят страховые компании, банки, фонды и т.д..
Виды комбинирования:
· на основе последовательных стадий: обработка сырья → изготовление полуфабрикатов → готовые продукты;
· комплексная переработка сырья или топлива: нефтедобыча → первичная переработка на бензин, масла, мазут → получение готовых химических продуктов;
· на основе отходов производства: цемент на основе доменных шлаков, кокс при сухой переработки дерева.
В настоящее время создаются транснациональные объединения, группы, корпорации (ТНК). Такие объединения руководят, контролируют предприятия в разных странах, используют специализацию на международном уровне. ЕХР: комплектующие части для электротехники делает Япония, а сборку изделий осуществляет Корея, Китай и др.
Концентрация и комбинирование самые прогрессивные формы, так как позволяют наиболее полно использовать все ресурсы предприятия:
· более полное разделение труда, использование всех ресурсов;
· снижение капитальных затрат, транспортных расходов, расходов сырья;
· повышение производительности труда, себестоимости продукции.
Но объем комбинатов должен быть оптимальным, так как можно потерять управляемость, которая снизит финансовые показатели.
В настоящее время получает активное развитие малого бизнеса (до 50 человек), что вызвано следующими причинами:
· малый бизнес имеет гибкую систему к адаптации изменения спроса, предложения в рыночной экономике;
· расширяет потребительский спрос и конъюнктуру ассортимента, особенно в сфере обслуживания;
· создает территориальный перелив капитала и рабочей силы;
· привлекает на вторичную работу (совместительство, неполный рабочий день, подряд и т.д.).