Производственная мощность – это максимально возможный годовой выпуск продукции при установленном режиме работы и максимальном использовании всех ресурсов предприятия.
Иными словами, производственная мощность – это максимальная годовая производственная программа предприятия.
Следует различать входную мощность Мвх или мощность на начало года и выходную Мвых или мощность на конец года
Мвых = Мвх + ,
где – суммарная вводимая в течение года мощность; - суммарная выбывающая в течение года мощность; n, m – соответственно, количество вводов и выводов мощности.
Все расчеты, связанные с производственной программой, ведутся по среднегодовой мощности:
Мср.г. = Мвх + ,
где Тi, Tj – продолжительность эксплуатации производственных мощностей в течение года, месяцев.
Единицы измерения производственной мощности – те же, что и для производственной программы, т.е. натуральные и стоимостные.
На практике расчеты производственной мощности сводят к расчету потребного количества оборудования , площадей So и коэффициента их загрузки кз.
Потребное количество оборудования
= ,
где Ni – объем производства i-го вида изделия, ед.; n – количество позиций в производственной программе предприятия, ед.; ti – трудоемкость изготовления изделия i-го вида по данному виду работ, нормо-ч/ед.; кв – коэффициент выполнения норм выработки; Fд – действительный (эффективный) фонд рабочего времени, ч, определяемый как
Fд = (Fн ∙ Тсм – Дпп) ∙ fсм ∙ (1- П / 100),
здесь Fн – номинальный (максимально возможный) фонд рабочего времени, дней; Тсм – продолжительность рабочей смены, ч; Дпп – количество предпраздничных дней в году с сокращенной на 1 час продолжительностью рабочей смены; fсм – количество рабочих смен в сутки; П – плановый простой оборудования в ремонте, %.
Расчет потребного количества площадей So ведут по формуле
So = ,
гдеγi– удельная площадь, необходимая для изготовления и сборки одного изделия, м2/ед.
Коэффициенты загрузки кз определяются из зависимостей:
кз = или кз = Sр / Sф ,
где , – расчетное и фактическое количество единиц оборудования данного вида, ед.; Sр, Sф – расчетная и фактическая площади участка, м2.
Лекция 1. Концепция управления проектами
1. Необходимость управления проектами.
2. Взаимосвязь управления проектами и управления инвестициями.
3. Предпосылки развития методов управления проектами.
1. Проект - целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Без преувеличения можно сказать: в России сегодня происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управления, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
Такое многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться этими проектами управлять, а руководители, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, можно утверждать: проводимые в стране реформы будут идти успешнее.
Вместе с тем понятно, насколько сложно разработать и реализовать на практике систему управления, адекватную жизненным реалиям.
Поэтому было бы преувеличением сказать, что методология управления проектами является панацеей от всех сбоев в механизме реформ.
Отметим главные области изменений в России сегодня, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов изучаемой дисциплины:
- ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало формирования правовой системы регулирования;
- изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование, приватизация и др.);
- процесс демонополизации производителей различного рода товаров и услуг;
- изменение рынка - переход к относительному балансу предложения и платежеспособного спроса;
- изменение организационных форм (в соответствии с изменениями отношений собственности и рынка), сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определенных функций на места;
- изменение производственной системы, "подстраивающейся под рынок";
- изменение методов и средств управления - в частности, переход на идеологию программного управления;
- отмена государственной монополии в области внешней торговли;
- формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;
- создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов;
- появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных, так и частных предприятий и компаний;
- определенные изменения в психологии управленцев;
- развитие новых информационных технологий;
- активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;
- создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые строят свою работу на проектной основе.
Объективно возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.
Вместе с тем, имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как для управления крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска); резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; устойчиво высокая инфляция; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов - в том числе иностранных.
2. Испытанное средство упорядочения любой перестройки - в том числе столь масштабной, как осуществляемая в нашей стране - программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных ресурсов, сроков и исполнителей проектов. Их реализация происходит на базе концепции управления проектами (Ргоject Maqnagement).
Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы (например, предприятия), связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой новой синтетической дисциплины.
Такой подход позволяет свести все изменения в экономике, управлении и укладе жизни России (как, впрочем, и других странах бывшего Советского Союза) к системе инвестиционных проектов, а управление ими - к управлению инвестициями (говорят также инвестиционному менеджменту).
В современных условиях совокупность методов и средств управления проектами представляет собой высокоэффективную методологию управления инвестициями, позволяющую:
- осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель компании с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности;
- оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвестиций и бизнес-плана;
- разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компании с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств;
- произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов;
- оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них;
- осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ;
- организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством проекта;
- обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных проектов (продаже отдельных финансовых инструментов) и реинвестировании капитала;
- организовать завершение проекта;
- в полной мере учесть психологические аспекты управления инвестициями, нередко оказывающие решающее воздействие на показатели проекта в целом.
3. Макроэкономические факторы, формирующие инвестиционный климат. Активность инвестиционного процесса, по существу, определяет жизнедеятельность экономики. Чем эффективнее протекают процессы расширенного воспроизводства капитала, тем успешнее развиваются производственный аппарат и социальная инфраструктура страны.
Инвестиционная деятельность, ее структура, мощность и степень воспроизводства финансовых активов во многом зависят от состояния экономического организма.
Неблагоприятный инвестиционный климат обусловлен следующими основными причинами:
- отсутствием устойчивой правовой стабильности при реализации долгосрочных инвестиционных проектов;
- отсутствием информационной прозрачности, подразумевающей возможность для потенциального инвестора получить полные и достоверные данные о финансовом положении заемщика;
- наличием высокой степени политических и экономических рисков.
Сегодня становится все более очевидным, что переход к экономическому росту во многом будет зависеть от того, насколько успешно будет активизироваться инвестиционная деятельность.
Действующие механизмы управления экономикой. Помимо общих принципов управления и организационной структуры, система управления включает цель и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила. Функции управления можно разделить на основныеи обеспечивающие. К основным можно отнести задающую, координирующую, регулирующую и контрольную, к обеспечивающим - информационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.
Важный для характеристики механизма управления экономикой элемент - соотношение между государственным регулированием и саморегулирующей возможностью рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно соответствовать свое соотношение.
Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах, а именно в форме законодательства и в форме программ. Законодательство, с одной стороны, устанавливает нужные государству «правила игры» для всех участников управления с учетом политики в той или иной области, а с другой - отражает льготные условия для участников конкретных программ по приоритетным проблемам. Программы и проекты позволяют реализовывать все функции управления применительно к важнейшим задачам развития, как на стадии разработки, так и в процессе осуществления задуманного. Являясь основными регуляторами, законы и программы занимают разное место в системе управления.
Особенности механизма управления в настоящее время определяются переходным периодом к рыночным отношениям, который в свою очередь требует использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и (во все меньшей степени) для планово-распределительной экономики, основанной на общественной собственности.
Концепция развития в переходный период и состав решаемых задач позволяют говорить о двух основных подходах к механизму управления. Первый подход предполагает максимально возможное устранение государства от регулирования экономических процессов и предельную децентрализацию системы управления. Второй подход ориентирован на активное влияние государства на экономические процессы, включая формирование рыночных отношений. Постепенно складывается механизм управления, сочетающий оба подхода в соответствии с требованиями каждого периода развития экономики.
Бюджетная политикапредставляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом.
На данной фазе развития общества бюджетная политика - наиболее эффективный метод воздействия государства на производителей. Однако в условиях дефицитности бюджета возможности этого механизма ограничены. При отсутствии достаточных средств для вложения в развитие приоритетных, но капиталоемких отраслей и производств, помимо программного предполагается осуществлять так называемое точечное финансирование, т. е. финансирование конкретных объектов/проектов и предприятий, имеющих особо важное значение.
Основные элементы макрорегулирования оформляются в виде законов и проходят рассмотрение в Федеральном Собрании РФ. Предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ являются такие направления макрорегулирования, как финансовая, кредитная, налоговая, валютная, таможенная политика, а также денежная эмиссия.
Налоговая политика.В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики - важнейший инструмент бюджетной политики, позволяющий реализовать как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции в зависимости от решаемых задач. Налоговая политика - основной источник аккумуляции денежных средств в государстве.
Финансово-кредитная политикавключает методы финансового маневрирования Банка России, который в настоящее время занимает ключевое место в реализации экономической политики государства. Сейчас узаконены такие операции Банка России на открытом рынке, как купля-продажа коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций, валютные интервенции, право предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, оперировать с государственными бумагами на вторичном рынке.
Банковская система помимо Банка России и его структур включает сеть коммерческих банков, основная масса которых находится в собственности государства. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки определяют стратегию и тактику кредитной политики, которая в свою очередь является основным регулятором в нормально функционирующей рыночной экономике.
Таможенная политика.Система лицензирования импорта-экспорта в настоящее время - один из наиболее эффективных рычагов воздействия государства на производителей; вместе с тем основное препятствие проведения последовательной таможенной политики - отсутствие четких подходов к цели и задачам развития. В результате таможенная политика используется в интересах лишь определенных групп.
Ценовая политика. Возможности воздействия на экономические процессы с помощью ценовой политики достаточно велики, так как в сфере государственного регулирования находятся цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также цены продукции, закупаемой для федеральных нужд. Политика в области цен тесно переплетается с налоговой.
Денежно-эмиссионная политика - одно из проявлений бюджетной политики и финансовый метод макрорегулирования. Сюда же часто относят и валютную политику.
Внешнеэкономическая политика-важное направление стимулирования внутреннего рынка. Она решает задачи регулирования внешней торговли, обслуживания внешней задолженности, а также привлечения внешнего финансирования и иностранных инвестиций.
Организационные и нормативные методы.В условиях кризиса, при ограниченных возможностях чисто стоимостных методов регулирования, существенно возрастает роль организационных и нормативных методов. Сюда можно отнести методы формирования рыночной институциональной инфраструктуры, проведение приватизации и развитие различных организационных форм типа торгов и конкурсов. Задачи формирования затратного рыночного механизма регулируются в рамках антимонопольной политики и поддержки предпринимательства. Важная функция государственного управления - контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов.
Проблемы совершенствования механизмов управления экономикой.В настоящее время есть вопросы управления, на которые невозможно дать однозначного ответа из-за отсутствия целостной концепции развития. Наиболее остро стоит вопрос о федеральных отношениях и распределении функций управления между федеральным и региональным уровнями, не имеющий пока однозначного законодательного решения.
Программный метод управления,в основу которого положена система программ и проектов, имеет целью совершенствование управления экономикой. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на решение важнейших задач. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют программы федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы (ФЦП) - важнейшее средство реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.
Методология управления целевыми комплексными программами, включая их инвестиционную часть для условий переходного периода, отработана достаточно слабо. Важное направление ее совершенствования - использование и развитие опыта, накопленного в процессе работы с методами управления инвестиционными проектами.
С этой точки зрения программы могут рассматриваться как совокупность проектов, образующих единый мультипроект.