Без обратных связей ОУ не применяется из-за его большого коэффициента усиления (для идеального ОУ Ku = ¥; Rвх = ¥; Rвых = 0 и бесконечная полоса частот усиливаемого сигнала), вследствие чего даже незначительная асимметрия плеч входного дифференциального усилителя или весьма малое входное напряжение могут привести к насыщению ОУ (формированию на выходе ОУ напряжения, близкого по уровню к напряжению питания) и его неспособности обрабатывать входные сигналы.
Подключив звено отрицательной обратной связи (ООС), состоящее из двух резисторов (делителя), например, Roc » 200 кОм и R1 » 5 кОм между выходом и инвертирующим входом и соединив вход Н с общей точкой, получим инвертирующий усилитель (рис. 7, а) с фиксированным коэффициентом усиления, амплитудная характеристика которого изображена на рис. 7, б, на которой напряжение смещения Uсм = Uвых.0/Ku.oc(при uвых = 0) есть приведенный к входу ОУ дрейф нуля Uвых.0 при Uвх = 0 от всех дестабилизирующих факторов.
Схема неинвертирующего усилителя и его амплитудная характеристика представлены на рис. 7 в, г.
Основными параметрами ОУ с ООС являются:
· коэффициент усиления напряжения Ku.ос= Duвых/Duвх, где Duвх – разность потенциалов между входными выводами, и не зависит от коэффициента усиления самого ОУ (Ku = 105…106). Для инвертирующего ОУ c ООС Ku.осприближенно определяется отношением сопротивлений резисторов Roc и R1 звена ООС по напряжению, т. е. Ku.ос» - Roc/R1.
Коэффициент усиления неинвертирующего усилителя (см. рис. 7, в).
Максимальное значение напряжения, при котором нелинейные искажения пренебрежительно малы, т. е. меньше напряжения питания Un на 0,5 …3 В в зависимости от уровня Uп;
· входное сопротивление для разностного сигнала между входами ОУ на низкой частоте Rвх » 103 …107 Ом;
· выходное сопротивление Rвых < 100Ом;
· входное напряжение смещения нуля Uсм (единицы милливольт) - дифференциальное напряжение, которое нужно приложить между входами ОУ, чтобы его выходное напряжение в отсутствие входных сигналов стало равно нулю;
· частота единичного усиления f1 (достигает сотен мегагерц), т. е. частота, при которой Ku= 1;
· скорость нарастания выходного напряжения(v » 1…100 В/мкс) при подаче ступенчатого напряжения на вход и коротком замыкании выхода на инвертирующий вход;
· время установления выходного напряжения (tуст = 0,05…2 мкс) от 0,1 до 0,9 своего установившегося значения.
Одним из важных достоинств ОУ является подавление (ослабление) синфазного сигнала uвх.сф = (uвх1 + uвх2)/2, соответствующего равным по значению и одинаковым по знаку напряжениям, приложенным к обоим входам. Коэффициентом ослабления синфазного сигнала
Кос.сф = 20lg(Кu.oc/Kсф) = 60…120 дБ,
где Кu.oc - коэффициент усиления напряжения uвх.сф, приложенного между входными выводами ОУ, т. е. разностного напряжения Du = uвх1 - uвх2; Kсф = uвых.сф/uвх.сф - коэффициент усиления напряжения uвх.сф, приложенного между общей шиной и каждым входом ОУ. Чем больше Кос.сф, тем меньшую разность входных сигналов сможет различить ОУ на фоне большого синфазного напряжения.
Формирование напряжения на выходе ОУ в отсутствие входных сигналов (дрейф нуля) обусловлено неполной идентичностью напряжений эмиттерных переходов транзисторов входного дифференциального усилителя, изменением температуры окружающей среды, параметров источников питания, старением активных элементов схемы и т. п. Введением внешних цепей коррекции (балансировки), подключаемых к специально предусмотренным для этой цели выводам ОУ, можно компенсировать погрешности, обусловленные действием всех перечисленных выше дестабилизирующих факторов, приводящих к дрейфу нуля.
Производственная программа, ее показатели, измерители
Производственная программа – это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем номенклатуры, ассортимент и качество продукции.
Производственная программа характеризуется определенными количественными и качественными показателями.
К качественным показателям относятся такие характеристики продукции, как долговечность, надежность, ремонтопригодность и показатели эффективности.
Количественные показатели определяют состав продукции и объемы ее производства. К ним относятся:
- номенклатура – перечень изделий в программе предприятия, определяющий специализацию производства;
- ассортимент – состав продукции внутри каждой позиции номенклатуры по видам и типоразмерам;
- товарная продукция – продукция, предназначенная для реализации;
- валовая продукция – вся продукция предприятия независимо от степени ее готовности;
- реализованная продукция – продукция, за которую пришли деньги на расчетный счет предприятия.
В зависимости от выбранных единиц измерения количественные показатели подразделяются на натуральные (ед., м2, м3), условно-натуральные (ТУТ – тонна условного топлива, ТУБ – тысяча условных банок), трудовые (чел-час) и стоимостные (денежные).
Наиболее универсальны в применении стоимостные показатели, поскольку они позволяют сопоставлять объемы разнородной продукции.
Методика расчета показателей производственной программы приведена ниже.
Объем товарной продукции Qт рассчитывается по формуле
QT = ,
где n – количество типоразмеров готовых изделий (продукции); qTi – количество готовых изделий i-го типоразмера, подлежащих реализации, единиц; Цоптi – оптовая цена изделия i-го типоразмера, руб./ед.
В состав товарной продукции входит стоимость готовых изделий Qгот, стоимость полуфабрикатов собственного производства Qпф соб, стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству Qкап, стоимость оборудования, инструментов, приспособлений собственного производства, зачисляемых в основные фонды данного предприятия Qфон, стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны Qу
Qт = Qгот + Qпф соб + Qкап + Qфон + Qу.
Объем валовой продукции Qв рассчитывается по формуле
Qв = Qт + (Нн – Нк),
где Нн, Нк – остатки незавершенного производства, а также полуфабрикатов, технической оснастки собственного производства на складах предприятия на начало и конец отчетного периода.
Объем реализованной продукции Qр
Qр = Qт + (Oн – Oк) ,
где Oн, Oк – остатки нереализованной продукции на складе на начало и конец года.
Следует отметить, что показатели товарной, валовой и реализованной продукции в стоимостном выражении как показатели объема производства имеют существенный недостаток. Он состоит в том, что их величина в значительной мере зависит от структуры себестоимости выпускаемой продукции и в первую очередь от ее материалоемкости. Переход от выпуска трудоемкой продукции к материалоемкой способствует росту объемов производства.
Для более объективной стоимостной оценки вновь созданной продукции применяется показатель чистой продукции Qч.
Чистая продукция включает вновь созданную стоимость на данном предприятии. Она определяется как разница между объемом товарной продукции в действующих оптовых ценах Qт и затратами прошлого труда (материальные затраты См, амортизационные отчисления Са)
Qч = Qт – См – Са .
Другими словами, чистая продукция включает в себя заработную плату З и прибыль П
Qч = З + П .
Показатели, характеризующие уровень выполнения производственной программы:
1) абсолютный прирост объема продукции
∆Q = Q1 – Q0,
где Q0, Q1 – объем продукции в базисном и отчетном периодах, руб.;
2) индивидуальный индекс физического объема продукции
iq = q1 / q0,
где q0, q1 – количество произведенной продукции определенного вида в базисном и отчетном периодах, натур. единиц.