Теория искусства нового времени. Стили Барокко, Классицизм и Реализм.
Одним из основоположников теории дизайна можно считать Леонардо Да Винчи.
В течение долгого времени считалось, что его творческое наследие представлено только живописью. Большинство его технических проектов не получило воплощения или не сохранилось. Леонардо работал как придворный художник, так и инженер при дворе короля. Первый их художников, кто начал писать маслом. Фреску «Тайна Вечеря» он также выполнил в новаторской технике, что и определило ее плохое настроение. Он задумал сделать самую большую конную статую, но у него не было опыта литья, успел сделать только глиняную модель. Отец сравнительной анатомии.
Он работал очень много над военными проектами. Парадоксально, что большинство его проектов носят правический характер. Тщательно записал все свои изобретения, но зашифрованные. Леонардо оставил после себя почти 13000 страниц различных рукописей – заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, кодексы. Зарисовывал, создавал макет, проводил испытания, обобщал научные опыты.
К концу эпохи Возрождения количественно увеличилось использование технических изобретений. Встал вопрос о теоретическом описании, доступном для широкого круга пользователей.
В конце 16 века - публикации, посвященные техническим проектам.
Антонио Рамелли – скульптор, инженер, теоретик. Проектирует фонтаны, мельницы, скульптуру и прочее. Впервые выпускает своеобразную энциклопедию дизайна, где описано порядка 300 работ.
Лекция №4
На место ренессанса приходит искусство Барокко, в котором царствует убеждение, что в мире господствует противоположные начала, добро и зло, молодость и старость. В теории барокко еще много неизученного и неясного, начиная с самого термина. Наиболее распространенным является выведение его от французского барокко, что означает жемчуг неправильной формы. Не меньшую трудность вызывает обсуждение вопроса о том, что такое барокко – художественный стиль или эпоха в европейском искусстве.
Следует помнить, что барокко своеобразно развивалось в разных видах искусства. В каждом из них существовали региональные школы и многочисленные объединения художников. Между тем, не смотря на разнообразие жанровых и национальных форм, барокко обладает общими чертами.
Возникает перманентный стилистическийантагонизм, когда один стиль предполагает обязательное существование противоположного, своего антипода. В 17 веке появляется словосочетание барочныйклассицизм. Особенно ярко это проявилось во Франции, где были самые ранние примеры классицизма. Благодаря свойствам стилей проявлялись они наиболее полно, выразительно в отдельных видах искусства, в частности, наряду с архитектурой барокко. В 17 веке в Италии и в Германии появляется живопись реализма.
Барокко - (от итал. «странный, причудливый»). Этот стиль проявился в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве 16-18 веков. Для него характерны стремление к величию и пышности. Эстетическая аффектация, богатство декоративных элементов обычных криволинейных форм. Повышенное внимание к деталировке, подчинение единому ансамблю.
Классицизм – ( от лат. «образцовый» ). Стиль и направление в искусстве и литературе в 17 начало 19 вв. Характерно возвращение к античному наследию, как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простате выражения. Уравновешенность композиции. Типичными чертами являются идеализация художественных героев.
В классицизме установилась иерархия высоких и низких стилей.
Произошло разделение на изящное искусство и ремесло.
Основной эстетический постулат – верность природе. Следовать разумности мира с объективно присущей ее красотой. Гармонию следует воссоздавать в искусстве в совершенном мире.
Бергини- известный скульптор и архитектор.
Дюрер оставил большое теоретическое наследие, посвященное основам перспективы и пропорций человеческого тела.
Лекция №5
Мануфактурное производство принципиально различаются от работы ремесленной мастерской. Мануфактуры возникают в странах передовых, там, где сосредоточен банковский капитал и прежде всего это север Европы. Центром торговли – Голландия, прежде всего там возникают мануфактуры, связанные с художественной промышленностью. Возникли мануфактуры по производству часов, ковров (габиленов), фаянсовых изделий, кружева.
В мануфактурном производстве используется наемный труд, причем работают не высококвалифицированные работники, а рабочие, которые освоили одну или две технологическую операцию. Подготовить такого человека гораздо проще и меньше оплачивается. В связи с этим, проект мог быть выполнен одним человеком «профессиональным», технолог разрабатывал технологические организации, закупал оборудование, а выполняли изделия отдельные люди, причем каждый работник выполнял какой-либо элемент или деталь, например часы выполнялись в качестве фрагментов, а потом выполнялась тех. сборка.
Во Франции возникает знаменитая фабрика Габиленов, которая была в основном рассчитана на обеспечение нужд Королевского двора. Придворные мастерские.
Крупным теоретиком эстетики Барокко был Эммануэль Тизауро. В своем сочинении «Подзорная труба Аристотеля». Он рассуждает о поэзии, скульптуре, живописи, архитектуре.
Философская основа классицизма.
Был рационализм, разработанный выдающимся франц. Философом Рене Декартом. В европейских государствах открываются академии наук, а вскоре и академии художеств. Возникновение академий было не только данью моде на классическую древность. Необходимость художественных академий объясняется рядом объективных причин, главных из которых было изменение социального статуса художника.
Уже в 16 веке ремесленник перестает подчиняться цеховой организации труда. Академия искусств создавала новое условие для воспитания художника. Академия во Флоренции ставила перед собой цель популяризаций науки. Лекции читались на итальянском языке, а не на латыне.
Существовали академии, которые ставили перед собой задачу соединения теорий и практики искусства.
Вазарий основывает академию рисунка во Флоренции в 1563 году. Он выделяет в особую сферу ремесла и пластические искусства.
Во Франции президентом академии живописи, основанный по приказу Ремелье, в 17 веке становится знаменитым художником Шаря Лебрен, он пишет трактат о методике изображения страстей. Приоритет разума над чувствами воплощается в характерном для классицизма принципе, господство рисунка над колоритом.
В 17 веке сформировался так называемый элективный метод , ставший основой для творчества художников классицистов. Этот метод предполагал, что любая художественная форма может быть разложена на ее составные фрагменты. Вся суть творчества состоит в выборе наилучших элементов, отвечающие идеалу красоты и соединению их в новых сочетаниях и композиции. В соответствии с замыслами художника, наилучшим образом это выразил франц. теоретик Роже де Пиль, ему принадлежат трактаты:
- «Диалог о цвете»
-«Идея совершенной живописи»
В конце 17 века появляется механические игрушки – это элементы моды.