Стиль – устоявшаяся форма художественногосамоопределения эпохи, региона, нации.
Стиль тесно связан с эстетическим самовыражением и распространяется на различные виды человеческой деятельности.
Стиль можно считать инструментом для понимания истории искусства. Универсальность определения «стиль» проявляется в том, что о нем можно говорить на различных уровнях, применительно к целой эпохе для обозначения особенностей творчества.
Термин «стиль» служит для объяснения закономерностей структурного построения художественного произведения и принципов форм образования.
Направления - категория характеризующая художественные развития, с помощью направления возможно сравнивать произведения, относящиеся к одной эпохе. Течения художественной школы существуют в рамках направления, которые его конкретизируют.
Древниестили образования выявляются в последовательных рядах вещей и памятников культуры, фиксируемых археологами. Памятники культуры демонстрируют период расцвета застоя или упадка. Древние стили:
· Египетский ( древнего междуречья).
· Древнегреческий.
· Этрусский.
· Римский.
Древние стили обозначают максимальную прочную связь с определенным ландшафтом, со свойствами только данному региону, типами власти, расселения, бытового уклада. В более конкретном приближении к произведению, стилистические особенности выражают ремесленные навыки.
В древности зарождается иконографическое стиле образование.
Основывается канон на верованиях данного региона или периода (звериный стиль Скифов). В поздней античности стиль отделяется от веры, превращаясь в прею творческой выразительности как таковой. В средние века господствующим остается религиозно-ландшафтный момент. Византийский, Романский, Готический стили различаются не только хронологически и географически, но в первую очередь потому, что каждый из них базируется на системе символических иерархий.
Романский стиль – (от лат. «римский» romanus). Самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве 10-13 век. В архитектуре, скульптурном декоре, росписи крупных соборов. Отличался монументальностью и рационализмом конструкций, а также много скульптурными композициями.
Поликлет – автор трактата Канон (Дорифор.ок. 440 г. До н. э.)
Теорию искусства можно считать от работ Поликлета. Он создал не только скульптуру Дорифора, но и написал первый трактат с названием «Канон», посвященный поиску оптимальных пропорций человеческого тела.
Первый историк искусства – Плиний. Первый античный трактат, в котором рассматриваются вопросы живописи, скульптуры и прикладного искусства.
Римский архитектор Витрувий – первый трактат об архитектуре «Десять книг об архитектуре». Единственный источник об античной архитектурной теории. Это сочинение представляет собой энциклопедию технических, архитектурно-строительных и художественно-эстетических идей эпохи. Выдвигаются основные требования - польза, прочность, красота. Во второй книге автор характеризует различные строительные материалы, а в третьей и четвертой говорится о составе различных архитектурных ордерах. В пятой описывается устройство храмов и театров. В шестой рассматривается устройство жилых зданий.