При определении затрат на качество необходимо помнить, что:
• затраты на материалы могут быть получены из анализа накладных, записей в складской документации и т.п.;
• выплаты персоналу могут быть взяты из ведомостей;
• стоимость поставок может быть определена по соответствующим счетам или накладным;
• объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом реально затраченного времени на проведение работ по обеспечению качества каждым вовлеченным сотрудником;
• если только часть времени сотрудника затрачивается на деятельность по обеспечению качества, то целесообразность оценки каждой из составляющей затрат его времени не должна подвергаться сомнению;
• классификация затрат на качество и распределение их по элементам должны стать частью повседневной работы внутри организации.
Отчет по затратам на качество
Анализ затрат на качество и составление соответствующего отчета призваны оказать помощь руководителям различных уровней, представив им объективную картину в отношении качества.
Анализ затрат на качество – сильный инструмент управления, он, в частности, используется руководством компании для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества.
Представленный в финансовых терминах и составленный простым языком отчет по затратам на качество имеет значительные преимущества перед другими видами отчетов. Анализ этого документа оказывает немедленное воздействие на вовлеченных участников.
Содержание отчета по затратам на качество в большой степени зависит от того, кому он предназначается.
Высшее руководство должно получить отчет в виде общих форм, обобщающих в целом завод, отдел, группу и т.д. Отчет должен давать общую картину о состоянии качества в компании и быть выполнен в чисто финансовых терминах. Он должен быть доступно и объективно изложен.
Среднее и линейное руководство должно получить более детальную информацию о достигнутом уровне качества в той области деятельности, которой оно руководит. Отчет должен быть очень подробным и представлять данные по типам продуктов, номерам партий и т. д. Основной принцип всех видов анализа затрат на качество – представить каждому, кому он предназначается, информацию по затратам на качество в той форме, которая была бы ему/ей наиболее полезна и наиболее удобна в использовании.
Специалист, читающий отчет, должен получить информацию, которая позволит:
• сравнить текущий уровень достижений с уровнем прошлого периода, т.е. выявить тенденции;
• сравнить текущий уровень с поставленными целями;
• выявить наиболее значительные области затрат;
• выбрать области для улучшения;
• оценить эффективность программ по улучшению. Руководитель ожидает получить отчет по затратам на качество, который:
• расскажет ему о тех вещах, которые относятся лишь к его сфере компетенции;
• написан легким для понимания стилем и не напичкан «специальным» жаргоном;
• не заставляет «копать» для того, чтобы «добыть» требуемую информацию;
• подсказывает возможные направления деятельности.
На основе отчетов по затратам на качество планируется и реализуется Программа качества. Наряду с общим снижением затрат изменяется их структура – доля предупредительных затрат увеличивается, а всех других снижается.