Переход понятия качества в экономическую категорию
Затраты на качество
Функция потерь Тагути
Переход понятия качества в экономическую категорию
Цель Управления качеством - достижение экономического эффекта (прибыли). Потребитель должен получать бездефектную продукцию. Сегодня качество предлагаемой продукции должно соответствовать не 99, а 100%.
Пример: Всемирно известная американская компания IBM, используя японский опыт, стала проводить, начиная с 1980-х годов, политику 100%-ного уровня качества. В результате этой политики в 1990 х годах контракты Министерства обороны США на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются именной этой компании.
Деятельность организации успешна, если выпускаемая продукция:
— отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
— удовлетворяет требованиям потребителей;
— соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
— отвечает требованиям общества;
— учитывает требования охраны окружающей среды;
— предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
— является экономически выгодной, т.е. приносит прибыль.
Рекомендуется для уменьшения затрат:
1) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта:
• в отношении потребителя – уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в отношении организации – уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка;
2) в вопросах, связанных с затратами:
• в отношении потребителя – уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
• в отношении организации – уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
3) в вопросах, связанных с рисками:
• в отношении потребителя – уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациям и потерям доверия;
• в отношении организации – уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.