Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводныйфинансовыйбаланс – инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности финансовых ресурсов с затратами.
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственныйбюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной – затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды, расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
При прогнозировании налоговыхпоступлений используются: ·метод экстраполяции (на начальном этапе прогнозирования);
·метод соотношения налоговых поступлений с ВВП – налоговые поступления определяются на основе доли их в ВВП и прогнозируемого объема ВВП; ·метод пропорциональных корректировок, который предполагает учет следующих компонентов: изменения ставок налогов, изменение налоговой системы и изменение налогооблагаемой базы.
Неналоговыепоступления прогнозируются с применением методов экстраполяции и метода соотношения неналоговых поступлений с ВВП.
При прогнозировании расходнойчасти госбюджета используется нормативный метод (при определении расходов на образование, здравоохранение), расходы на финансирование инвестиционных проектов формируются на основе государственных инвестиционных программ, многие виды расходов определяются эмпирически с учетом политики государства.
Платежныйбаланс характеризует связи государства с внешним миром. При его прогнозировании особое значение придается прогнозированию экспорта и импорта. В мировой практике широко используются методы экстраполяции, методы экспертных оценок и многофакторные модели. Среди факторов, влияющих на объем экспорта выделяют: спрос на экспортируемые товары, внутренние цены и цены мирового рынка, затраты, возможности производства, валютный курс. На объем импорта оказывают влияние потребности в импортируемой продукции, валютный курс, соотношение мировых и внутренних цен.
Валютныйкурс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. При его прогнозировании применяют метод экстраполяции в сочетании с методом экспертных оценок или многофакторные модели, в которых учитываются: уровень инфляции, состояние платежного баланса, процентная ставка за кредиты.
2.5. Планирование производства в государственном секторе Государственный сектор — важный объективно необходимый элемент
структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства служит государственный сектор. Государственное предпринимательство, государственное потребление, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.
Масштабы государственного сектора зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов.
Государственный сектор оказывает воздействие на экономику, прежде всего, по следующим направлениям.
- ростом государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости ролика.
- развитием хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности предприятий, находящихся под государственным контролем.
К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, а также государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.
В план развития государственного сектора включаются:
• программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
• предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
• план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
• план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
• программа повышения эффективности использования федеральной собственности.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.
ИНФОРМАЦИЯ
Информация - informatio — разъяснение, изложение, осведомление
ИНФОРМАЦИЯвключает в себя:
• совокупность сведений об объектах и явлениях окружающей среды; их параметрах, свойствах и состояниях;
• обмен сведениями между людьми, человеком и компьютером, между компьютерами;
• обмен сигналами между живой и неживой природой;
• генетическую информацию.
С точки зрения различных областей знания, понятие «информация» трактуется как:
• любая сущность, которая вызывает изменения в некоторой информационно-логической модели, представляющей систему (математика, системный анализ);
• сообщения, полученные системой от внешнего мира в процессе адаптивного управления, приспособления (теория управления, кибернетика);
• отрицание энтропии, отражение меры хаоса в системе (термодинамика);
• связи и отношения, устраняющие неопределенность в системе (теория информации);
• вероятность выбора в системе (теория вероятностей);
• отражение и передача разнообразия в системе (физиология, биокибернетика);
• отражение материи, атрибут сознания, "интеллектуальности" системы (философия);
• сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь (научно-техническая и газетная информации);
• осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования (в дизайне - содержание документов и других источников, используемых в работе дизайнера);
• статичная форма электронной информации характерна для хранения на диске памяти компьютера (электронная сфера).
С понятием информации связаны такие понятия, как:
• Сигнал(от латинского signum — знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.
• Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
• Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, компьютером.
Информация:
Входная (информация, которую система воспринимает от окружающей среды)
Выходная (информация, которую система выдает в окружающую среду)
Внутренняя (информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы, актуализируется лишь подсистемами)
Основные свойства информации:
• 1. Преемственность
• 2. Неисчерпаемость
• 3. Массовость:
• 4. Трансформируемость
• 5. Универсальность
• 6. Рассеяние
• 7. Возможность сжатия и транспортировки с очень высокой скоростью.
• 8. Качество информации
адекватность - степень соответствия информации, полученной потребителем объективному состоянию дела.
Адекватность ≠ достоверность
♦ полнота - достаточность для принятия решения или создания новых данных, на основе имеющихся.
♦ достоверность – соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.
♦ избыточность информации позволяет повышать ее достоверность
объективность - характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается.
♦ доступность - это мера возможности получить ту или иную информацию данным потребителем.
♦ актуальность - это степень соответствия информации текущему моменту времени.
♦ ценность (полезность) - это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.
♦ эмоциональность — способность вызывать различные эмоции у людей.
Под информационным процессом понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов выявления и отбора информации, ее обработки, передачи, хранения, поиска, принятия решения.
Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
• Информационная технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
• предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
• целью процесса является получение информации;
• средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
• процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
• выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
• критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота
предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс, и системы управления этим комплексом технических средств
Информационная система – это объединение людей, данных, процессов, интерфейсов, сетей и информационных технологий, которые взаимодействуют для целей поддержки и улучшения ежедневных операций, а также для обеспечения потребностей поддержки подготовки и принятия решения руководства и пользователей
Цель функционирования любой информационной системы - это производство нужной для пользователя информации и создание информационной и технической сред для осуществления управления информацией.
Информационная система является средой для реализации информационных технологий
Классификация информационных систем
По назначению:
q Информационно-управляющие системы
q Системы поддержки принятия решений
q Информационно-поисковые системы
q Информационно-справочные системы
q Системы обработки данных
По структуре аппаратных средств
q Однопроцессорные ИС
q Многопроцессорные ИС
q Многомашинные системы
q Системы с удаленным доступом
q Вычислительные сети
По режиму работы
q Режим функционирования информационных систем можно разделить на однопрограммный и мультипрограммный режимы вычислительной системы
q По характеру обслуживания пользователей выделяют пакетный режим, а также режимы индивидуального и коллективного пользования