Колебания температуры грунта вызывают изменение напряжений в газопроводах и арматуре на них установленной. С целью снижения этих напряжений, а также для удобства демонтажа и последующей установки задвижек применяют компенсаторы. При подземных прокладках газопроводов наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы, которые
устанавливаются в колодцах, как правило, совместно с задвижками или без них.
Рисунок 48 – Линзовый компенсатор
Кроме того, применяют сальниковые компенсаторы, П-образные компенсаторы, а также лирообразные компенсаторы.
Газовые сети обычно прокладывают в земле. На территориях промышленных и коммунально-бытовых предприятий возможно применение надземной прокладки по стенам и крышам зданий, по колоннам и эстакадам. Допускается надземная прокладка внутриквартальных (дворовых) газопроводов на опорах и по фасадам зданий.
Разрешается прокладывать два и более газопровода в одной траншее, но в этом случае расстояния между газопроводами в свету следует назначать из условий удобства монтажа и ремонта трубопроводов (³0,4м при d<300мм и ³0,5м при больших диаметрах). При пересечении газопроводами каналов теплосети, канализационных коллекторов и тоннелей их прокладывают в футлярах, выходящих за наружные стенки пересекаемых сооружений на 2 м с каждой стороны. Переходы газопроводов через реки, каналы и другие водные преграды осуществляются подводными (дюкерами) и надводными (по мостам, эстакадам и др.) способами. Газопроводы, транспортирующие влажный газ, прокладывают ниже уровня промерзания грунта (считая до верха трубы). Для стока и удаления конденсируемой влаги их кладут с уклонами не менее 0,002 и в нижних точках размещают сборники конденсата. Газопроводы, транспортирующие осушенный газ, прокладывают в зоне промерзания грунта на глубине не менее 0,8 м от поверхности земли (до верха газопровода или футляра). В местах, где не предусмотрено движение транспорта, глубину прокладки допускается уменьшать до 0,6 м.
При устройстве надземных переходов газопроводы целесообразно подвешивать к конструкциям существующих металлических и железобетонных мостов или же сооружать для них специальные мосты. Иногда в таких случаях используется несущая способность самих труб путем устройства из них арочных и других переходов (рис.49).
При пересечении газопроводами высокого давления железнодорожных и трамвайных путей по действующим правилам Госгортехнадзора сети следует прокладывать в футлярах из стальных труб, диаметр которых должен быть на 100 мм больше диаметра трубы. Футляр оборудуется контрольной трубкой. На переходе также устанавливается отводная труба с дефлектором и сальником. На концах перехода предусматриваются задвижки (для тупиковых сетях – с одной стороны, на кольцевых – с двух).
В местах установки отключающих устройств и компенсаторов на подземных газопроводах предусматриваются колодцы (рис.50). Колодцы выполняют из бетона, железобетона, кирпича.
Схемы колодцев на газовых сетях могут быть разными в зависимости от назначения и количества отключающих устройств. Так как в период эксплуатации в колодцах может скапливаться газ, способный образовывать с воздухом взрывоопасную смесь, количество располагаемых в колодцах задвижек должно быть минимальным. На сети низкого давления задвижки необходимо устанавливать только в случаях острой необходимости.