С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
‒ стремлению к власти;
‒ стремлению к успеху;
‒ стремление к признанию (причастности).
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, они предпочитают достаточно сложные, но реально выполнимые задачи (лучше всего они проявляют себя при решении задач, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%). Такие люди очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях – неотъемлемое качество успешного руководителя.
Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.
Ценится также для руководителя стремление к признанию у коллег и подчиненных, что говорит о его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Стремясь к пониманию и к поддержке своих решений подчиненными, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку жизнь и суровые законы бизнеса составляют руководителей нередко проводить непопулярные решение (например, сокращение персонала).