Во второй половине 50-х гадов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Он выделил 2 группы факторов побуждающих людей к действиям и отвечающих за удовлетворённость работой. Данная теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Гигиенические факторы
Мотивация
Политика фирмы и администрации
Успех
Условия работы
Продвижение по службе
Заработок
Признание и одобрение результатов работы
Межличностные отношения с начальником, коллегами.
Высокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работой
Возможности творческого и делового роста
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.
Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. До Герцберга считали, что существует одна группа факторов, и у работника либо есть удовлетворенность этими факторами (например, заработной платой, либо ее нет). Герцберг считал, что существует 2 группы факторов. Одна группа факторов (в основном это внешние по отношению к работнику факторы, различные сбои и отклонения от нормального ритма работы)связана с неудовлетворенностью работой (и у работника либо есть неудовлетворенность этими факторами или ее нет). Гигиенические факторы (заработная плата, своевременная обеспеченность сырьем и материалами и другими условиями для бесперебойного выполнения работы) могут в случае удовлетворительного их состояние предупредить неудовлетворенность работников. Но сами по себе они не могут вызвать глубокой удовлетворенности. Только внутренние факторы (содержание работы, признание успеха и достижений, саморазвитие) могут привести к глубокой удовлетворенности и по сути только эти факторы и являются реальными “мотиваторами” для работников. Данное обстоятельство не бесспорно. Хотя существуют многочисленные исследования и факты, подтверждающее данное обстоятельство.