Заклёпочным (клёпаным) называют неразъёмное неподвижное соединение, образованное с применением специальных закладных деталей заклёпок, выполненных из высокопластичного материала.
Таким образом, заклёпочное соединение (рис. 32) включает, по меньшей мере, 3 элемента (рис. 32, а): две соединяемых детали 1 и 2 и заклёпку 3, которая помещена в соосные отверстия, выполненные в соединяемых деталях. После сформирования соединения заклёпка, удерживающая во взаимном контакте соединяемые детали, имеет следующие 3 части (рис. 32, б): тело заклёпки или стержень 4 и две головки – закладную 5, изготавливаемую до формирования соединения, и замыкающую 6, создаваемую в момент образования заклёпочного соединения.
Ряд заклёпок, соединяющих кромки двух или нескольких деталей, принято называть заклёпочным швом.
Рис. 32. Заклёпочное соединение: а – в процессе сборки; б – в собранном виде
До появления современных видов сварки заклёпочные соединения были распространены особенно широко, однако и в настоящее время этот вид соединения достаточно активно используется в некоторых областях техники, например, в авиации, водном транспорте, приборостроении. Они применяются для соединения листовых, профильных (уголок, швеллер, двутавр и т.п.) и штампованных деталей, работающих в условиях переменных, вибрационных и ударных нагрузок. Особенно широко употребляются заклёпки для соединения разнородных или нагортованных (подвергнутых холодной деформации) материалов (сталь – алюминиевые сплавы; холоднокатаный лист; соединение металла с неметаллом).
Достоинства заклёпочных соединений:
1. простота конструкции и технологического исполнения;
2. возможность соединения разнородных и нагортованных материалов;
3. пригодность для неразрушающего контроля;
4. высокая стабильность;
5. высокая стойкость при действии ударных и вибрационных нагрузок.
Недостатки заклёпочных соединений:
1. высокий расход металла на образование соединения;
2. высокая трудоёмкость, а значит, и стоимость соединения;
3. ослабление прочности соединяемых деталей отверстиями под заклёпки;
4. нарушение плотности швов в процессе эксплуатации.
Большое разнообразие областей применения заклёпочных соединений порождает и большое число их разновидностей.
Классификация заклёпочных соединений:
1) по функциональному назначению – прочные, предназначенные только для передачи нагрузки; плотные, обеспечивающие герметичное разделение сред, и прочно-плотные, способные выполнять обе названные функции;
2) по конструктивным признакам шва – нахлёсточное соединение (рис. 33, а); стыковое соединение, которое в свою очередь может быть выполнено с одной (рис. 33, б) либо с двумя (рис. 33, в) накладками;
Рис. 33. Основные типы заклёпочных швов: а –нахлёсточный; б – стыковой с одной накладкой; в – стыковой с двумя накладками.
3) по числу поверхностей среза, приходящихся на одну заклёпку под действием рабочей нагрузки –односрезные; двухсрезные; и т.д.; многосрезные;
4) по количеству заклёпочных рядов в шве – однорядные; двухрядные;и т.д.;многорядные.
Рис. 34. Некоторые виды заклёпок
Разнообразие заклёпочных соединений порождает соответственно большое число разновидностей самих заклёпок. По форме закладных головок заклёпки бывают: с полукруглой(полусферической, рис. 34, а), потайной, (рис. 34, б), полупотайной(рис. 34, в), цилиндрической (рис. 34, г) и др. головками. А по форме стержня (тела) заклёпки могут быть сплошными(полнотельными, рис. 34, а…в); пустотелыми(со сквозным центральным отверстием, рис. 34, д); полупустотелыми (часть стержня сплошная, а часть пустотелая – с отверстием, рис. 34, г). Большая часть типоразмеров заклёпок стандартизована. Обозначение заклёпки в конструкторской документации обычно включает номер стандарта, диаметр стержня и длину тела заклёпки, выбираемую из ряда нормальных линейных размеров с учётом запаса длины на формирование замыкающей головки.
Заклёпки изготавливают из малоуглеродистых и легированных сталей, меди и медных сплавов (чаще это латуни), алюминия и алюминиевых сплавов. Материал заклёпок должен удовлетворять следующим требованиям:
1.высокая пластичность и незакаливаемость при нагревании, облегчающие клёпку и способствующие равномерному нагружению заклёпок рабочими нагрузками;
2. температурный коэффициент расширения, мало отличающийся от такового для материала склёпываемых деталей;
3. не образовывать гальваническую пару с материалом склёпываемых деталей.