русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Пример 1.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1942; Нарушение авторских прав


Особенности правового статуса республик

Субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3—8 которой в конечном счете возможны

только с одобрения органов законодательной власти не менее

чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции

России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные

нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и

принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными

правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного

ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными закона-

ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, из-

даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Федеральные законы, указы Президента РФ, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов,

порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной

власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ

федеральные конституционные законы и федеральные законы, а



также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-

вые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Феде-

рации, предметы совместного ведения, а также предметы ведения

субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а

также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-

вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если

принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-

правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина,

нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской

Федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в

случае изменения новое наименование подлежит включению в

ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого

субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм

Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. В соответствии с решением самих республик в январе и феврале

1996 г. указами Президента РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ бы-

ли включены новые наименования субъектов РФ — Республика

Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика

Калмыкия вместо прежних наименований, указом от 25 июля

2003 г. включено новое наименование — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном

представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера

территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти)

всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков.

Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься

как их законодательными собраниями, так и референдумами, в

то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят

в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.

Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для

всех них определении предметов ведения, которое вытекает из

ст. 71—73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти,

которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а

следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к

предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом

до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.

После принятия соответствующего федеральною закона законы

и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесячный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным

законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения

оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому

кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению,

то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому

вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную

компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии

осуществляют собственное правовое регулирование, включая

принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации

важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты,

изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует

федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ислючительного ведения субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) федеральный за-

кон закрепляет принципы и порядок заключения договоров о

разграничении полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими,

географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той

мере, в которой указанными особенностями определено иное,

чем это установлено федеральными законами, разграничение

полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ,

разграничение которых производится иначе, чем это установлено

федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются

условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные

права и обязанности сторон, срок действия договора и порядок

продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

Иное дело — соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ

о передаче им части федеральных полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Федеральные органы контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут

ответственность за ненадлежащее их осуществление. Соглашение

подписывается руководителем федерального органа исполнитель-

ной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ. Оно

считается заключенным и вступает в силу после утверждения по-

становлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.378 Раздел V. Федеративное устройство

Возможно и обратное: отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случаях, если:

1) в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ

отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решение принимается Президентом РФ по

согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);

2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия

органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству

Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в

соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);

3) при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-

доставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается

нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных

правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое

нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и

полномочий, передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-

гут создавать согласительные комиссии. Президент РФ может

использовать согласительные процедуры для разрешения споров

между органами государственной власти Российской Федерации

и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам,

связанным с разграничением предметов ведения и полномочий,

передачей осуществления части полномочий. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать

разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным

конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», споры, связанные с разграничением предметов

ведения и полномочий, передачей органами исполнительной

власти друг другу осуществления части своих полномочий, рассматриваются Конституционным Судом РФ. Споры, связанные с

разграничением предметов ведения и полномочий, могут быть

вынесены на рассмотрение судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

Если орган государственной власти субъекта РФ полагает, что

федеральный закон не соответствует Конституции РФ, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции РФ, федеральных

законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между

федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, спор о компетенции либо

вопрос о соответствии федерального закона Конституции РФ,

соответствии нормативного правового акта федерального органа

государственной власти Конституции РФ, федеральным законам

или договорам о разграничении полномочий разрешается Конституционным Судом. До вступления в силу решения суда о при-

знании федерального закона или отдельных его положений не

соответствующими Конституции РФ, нормативного правового

акта федерального органа государственной власти или отдельных

его положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа

государственной власти, не допускается.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого конституционного права

Российской Федерации, составляя его федеративный аспект.

Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-

ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты

соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.380 Раздел V. Федеративное устройство

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем

создания в пределах его территории особой экономической зоны.

Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других

субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только

в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых

образовалось большинство нынешних республик, прежде имели

свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту

традицию в условиях расширения самостоятельности республик.

Республики вправе иметь государственный язык, в то время как

другие субъекты РФ — нет. Конституции и уставы субъектов РФ

должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-

деления властей, правового социального государства и др.). Проверку соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице

своих органов законодательной и исполнительной власти вправе

обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125).

Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской

Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

В июле 2003 г. Конституционный Суд РФ рассматривал дело

о проверке положений законов, на основании которых судами

общей юрисдикции по обращениям прокуроров осуществлялась

проверка соответствия конституций республик федеральным за-

конам. Конституционный Суд РФ, раскрывая природу этих актов, отметил:

...Об особом правовом характере конституций (уставов) субъектов РФ свидетельствует порядок их принятия: в ряде субъектов РФ

конституции принимаются, в отличие от других нормативных правовых актов, в том числе законов, на референдуме или специально создаваемым для этой цели органом, если же конституция или устав

принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ, то они считаются принятыми, когда за них проголосовало

квалифицированное большинство депутатов. Усложнен по сравнению с обычными законами и порядок внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов РФ, чем обеспечивается, в

частности, их повышенная стабильность по сравнению с текущим законодательством.

...Особенности конституций (уставов) субъектов РФ как учреди-

тельных по своей правовой природе нормативных правовых актов, их

конституционно-правовые отличия от других нормативных правовых

актов субъектов РФ предопределяют и различия в порядке их судеб-

ной проверки по содержанию на соответствие Конституции РФ и

федеральным законам, которые, основываясь на конституционных

нормах, непосредственно затрагивают конституционный статус субъектов РФ.

...Выявление соответствия конституций (уставов) субъектов РФ

федеральным законам без установления их соответствия Конституции РФ не является достаточным основанием для признания нормы

конституции (устава) субъекта РФ утратившей юридическую силу и

потому не подлежащей применению.

Разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость

применения процедур конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ постановил признать содержащуюся в

оспариваемых законах норму, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, не соответствующей Конституции РФ в

той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей

юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая

является частью территории Российской Федерации. Границы

между субъектами Федерации могут быть изменены только с их

взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и

территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-

же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения

выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования,

здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются

субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет

субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.382 Раздел V. Федеративное устройство

Законом предусмотрено, что выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Система органов государственной власти устанавливается

субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать.

Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов

организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие

требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на

всех уровнях (о системе органов государственной власти субъектов РФ см. гл. 26 учебника).

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и

внешнеэкономические связи. Однако их международная право субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-

вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. Российская

Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и

финансовые соглашения с зарубежными государствами, принимая долговые обязательства и обязательства по их реструктуризации. Эти соглашения не являются международными договорами.

Федеральный закон «О координации международных и внешне-

экономических связей субъектов Российской Федерации» от

4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовывались с федеральными органами исполнительной власти. При

этом федеральные органы государственной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев,

когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеются

официальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регистрируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах

Российской Федерации», международный договор Российской

Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению

субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые

возложена соответствующая функция. Основные положения или

проект международного договора, затрагивающие полномочия

субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, направляются федеральными органами

исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта РФ, а поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора. Для внесения своих

предложений субъект РФ должен иметь не менее двух недель.

Представители органов государственной власти субъектов РФ по

согласованию с федеральными органами исполнительной власти

участвуют в переговорах и процедуре подписания договора (ст. 4

указанного Закона).

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает

им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов

принимается большое число законов в области государственного

строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина,

развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

 

В отличие от других субъектов Федерации республики при-

знаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках,

установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали

свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия

Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в

соответствии с федеральным конституционным законом. Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира.

Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства

всего многонационального народа России, она может успешно

функционировать только как составная часть всей экономики

страны. С национальной точки зрения население республик дав-

но носит смешанный характер, вследствие чего выделение той

или иной республики в самостоятельное государство неизбежно

породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты.

Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае

не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, гак и их титульной нации.

В период «парада суверенитетов», т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия),

Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Феде-

рацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к

вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения

властей. Неправомерность постановки вопроса о суверенитете республик

раскрыта в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня

2000 г. В нем говорится: «Содержащееся в Конституции Российской

Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер

федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что

субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По

смыслу преамбулы, ст. 3, 4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как

субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства; решить же этот вопрос иначе в своих конституциях они не

могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что этот суверенитет признавался бы

ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в ст. 5 (ч. 1 и 4)

статус перечисленных в ст. 65 (ч. 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за

республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное

равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку по своему статусу

суверенное государство не может быть равноправно с субъектом РФ,

не обладающим суверенитетом.

Следовательно, понятие республики (государства), содержащееся

в ст. 5 (ч. 2) Конституции Российской Федерации применительно к

установленному ею федеративному устройству, в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года, не означает признание суверенитета этого субъекта Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности его конституционно-правового статуса, в

том числе закрепленные в ст. 66 (ч. 1) и 68 Конституции Российской

Федерации, которые связаны с факторами исторического, национального и иного характера, что не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации.

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета

только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации,

включающей в себя территорию ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15;386 Раздел V. Федеративное устройство

ч. I ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том

числе республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. 15

(ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе,

и только Российская Федерация как суверенное государство может

передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в

соответствии с международным договором.

Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции

республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

С пониманием государственной природы республик тесно

связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия.

Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции 1992 г. Положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как

якобы сложившиеся исторически.

Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации.

Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их

власти, на эту территорию не может распространяться власть

других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет

(верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в

конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик

эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (например, Калмыкия). Но в ряде республик законы о языках пока не приняты. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации

относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно

означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую

символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные

звания и государственные награды.

После принятия указанных выше решений Конституционного

Суда РФ в конституции и уставы субъектов РФ были внесены

изменения, приведшие ряд положений этих актов в соответствие

с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Так, в

Республике Саха (Якутия) из Основного закона исключено положение о вступлении в силу федеральных законов на территории

республики только после их ратификации республиканским парламентом. В Республике Тыва из Конституции исключено положение о праве выхода из состава Российской Федерации. В то же

время в конституциях Татарстана и Башкортостана сохранено

упоминание о «суверенитете», хотя после решения Конституционного Суда РФ это положение уже не имеет юридической силы.

 

static void Main()

{

int[] myArray = { 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 };

int i;

for (i = 0; i < 10; ++i)

Console.WriteLine(myArray[i]);

}

Задание. Измените программу так, чтобы числа выводились в строчку.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус | Массив как параметр


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.018 сек.