Пусть исследуется производственный процесс, в котором поступление требований происходит через равные промежутки времени (т.е. интенсивность потока поступлений требований ) и обслуживание производится через равные промежутки времени (т.е. интенсивность обслуживания ). Имеется один канал обслуживания. Предполагается, что (в противном случае очередь будет бесконечно возрастать) и что к началу обслуживания в системе имеется уже n требований. Определить, через какое время очередь исчезнет.
Выявление основных особенностей, взаимосвязей и количественных закономерностей
Величину называют коэффициентом использования СМО. Очередь будет бесконечно возрастать, если , а если же , то очередь будет иметь постоянную длину. Схематически работа рассматриваемой СМО представлена на рисунке 6.2.
Входящий поток
требований
Пункт обслуживания
Очередь
Выходящий поток
требований
Рисунок 6.2 – Схема работы системы
Пока обслуживается очередь из n требований в течение времени , вновь поступит на обслуживание требований:
.
Аналогично, пока будут обслуживаться требований в течение времени , дополнительно поступит на обслуживание требований:
.
Это происходит до тех пор, пока , после чего очередь исчезнет.
Весь процесс функционирования СМО представим в аналитическом виде.
Построение математической модели
Время, через которое очередь исчезнет, можно представить в таком виде:
Исследование математической модели
Для определения времени, через которое очередь исчезнет, необходимо раскрыть математическую модель.
В модели использована формула суммы геометрической прогрессии. Чем ближе интенсивность потока к интенсивности обслуживания , тем через больший промежуток времени исчезнет очередь (при ). Членом можно для упрощения расчётов пренебречь, тогда .