4. Организация данных в информационной системе: понятие базы данных. Жизненный цикл БД. Концептуальное и логическое проектирование БД. Характеристика моделей БД. Этапы проектирования базы данных.
5. Информационное обеспечение системы управления предприятием. Информационная составляющая системы управления. Стандартизация и унификация документооборота, как неотъемлемая часть автоматизации управления. Модель информационного пространства, как основа комплексной автоматизации управления документооборотом предприятия. Преимущества электронного документооборота. Понятие, состав, структура и характеристика внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения. Понятие и характеристика информационных массивов. Классификация наименований структурных единиц информационной базы. Методы организации информационных массивов. Типы информационных массивов. Единая система обозначения массивов информационной базы. Формы документов внутримашинной ИБ.
6.Безопасность систем обработки информации: основные понятия и определения, классификация угроз безопасности компьютерных систем, критерии безопасности компьютерных систем, причины нарушения безопасности, способы и средства защиты информации.
1. Понятие системы, ее компоненты. Экономическая информационная система. Управление в системе, информационный характер управления.
Одно из значений термина система — это совокупность элементов, которые работают вместе во время выполнения задания. Ее разновидностью является информационнаясистема,то есть организованный набор элементов, что собирает, обрабатывает, передает, хранит и предоставляет данные.
В информационную систему входят люди, оборудование, процессы, процедуры, данные и операции. К ним можно отнести все формы письменного общения внутри предприятия (доклады, отчеты, бюллетени и служебные записки), а также все электронные информационные средства (электронную почту и селекторные и телевизионные совещания). В большинстве источников информационную систему понимают достаточно узко — как совокупность технических средств, которые служат для накопления, хранения, обработки и передачи информации. До определения информационной системы иногда включают компоненты системы, а также сферы деятельности, в которых эта система используется. Информационную систему следует понимать значительно глубже.
Термин система в данном случае нужен употреблять в двух пониманиях:
а) как определенный метод, суть которого — в рациональном сочетании и упорядоченности всех элементов во времени и просторные таким способом, чтобы каждый из них способствовал успеху деятельности всего объекта. С этой трактовкой связано понимание координации и синхронизации действий персонала управления, соединенных с целью достижения поставленных заданий;
б) как объект, который имеет достаточно сложную, определенным образом упорядоченную внутреннюю структуру (например, производственный процесс).
Каждая информационная система имеет такие компоненты:
структура системы — множество элементов системы и взаимосвязей между ними, например: организационная и производственная структура предприятия;
функции каждого элемента системы, например: управленческие функции — принятие решений в определенных структурных подразделениях предприятия;
вход и выход каждого элемента и системы в целом, например: материальные или информационные потоки, которые поступают в систему или вводятся ею;
цель и ограничение системы и ее отдельных элементов, например: достижение максимальной прибыли; финансовые ограничения.
Следовательно, определяя информационную систему, в ее состав включают не только аппаратную и программную части, но и не забывают об информации, которая содержится в системе, о специфических алгоритмах ее обработки, а также о специалистах, которые взаимодействуют с системой.
Для выработки в сложных экономических системах эффективных управляющих воздействий необходимо, наряду с созданием соответствующих алгоритмов управления, переработать значительные объемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработки информационных систем управления в экономике. Информационную систему создают в тех случаях, когда необходимо усовершенствовать действующую методику и технику решения задач, внедрить новые задачи.
Экономическая информационная система (ЭИС) – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Цель создания ЭИС- в предельно короткие сроки создать систему обработки данных, которая имеет заданные потребительские качества. К ним относятся: функциональная полнота, современность, функциональная (в т.ч. адаптивная) надежность, экономическая эффективность.
Функциональная полнота- это свойство ИС, которое характеризует уровень автоматических управленческих функций. Количественно она характеризуется как доля показателей, полученных автоматизировано, в общем количестве показателей.
Своевременностьэто свойство ИС, характеризующее возможность получения руководством необходимой информации. Это доля показателей, полученных в плановые сроки представления, в числе показателей, полученных автоматизированным путем.
Функциональнаянадежность- это свойство ИС выполнять свои функции по обработке данных. Это совокупность надежностей программного, информационного и технического обеспечения.
Адаптивнаянадежность- это свойство ИС выполнять свои функции, если они изменяются в пределах, обусловленных развитием системы управления объекта в течение заданного промежутка времени.
ЭкономическаяэффективностьИСвыявляется в улучшении экономических результатов функционирования объекта в результате внедрения ИС. Здесь следует учитывать основную особенность объекта создания ИС ‑ задачи управления могут решаться «вручную», без использования ЭВМ. Поэтому, основной вопрос ‑ в качестве и эффективности принимаемых решений.
Управление как совокупность целенаправленных действий реализуется в соответствии с целью функционирования экономического объекта и принципами принятия решений в конкретных ситуациях. Однако поведение реальных социально- экономических систем, как правило, определяется не одной, а несколькими целями, которые упорядочиваются (в зависимости от их важности) и учитываются в соответствии с заданным приоритетом. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а также сведений, поступающих по каналам прямой и обратной связи из внешней среды. Таким образом, важнейшие функции любой системы управления – получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.