Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем
1. Классификация информационных систем
Система - это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определённую целостность, единство.
Все системы можно разделить на:
- материальные системы;
- абстрактные системы.
Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить технические, энергетические и смешанные. Среди смешанных систем следует отметить подкласс эрготехнических систем (систем «человек-машина»), состоящих из человека-оператора – эрготического элемента и машины – технического элемента.
Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления – знания, теории, гипотезы.
Информационная система (ИС) – система, организующая, хранящая, преобразующая информацию, то есть система, основным предметом и продуктом которой является информация.
Большинство современных ИС преобразуют не информацию, а данные, поэтому часто их называют системами обработки данных.
Система обработки данных (СОД) – комплекс взаимосвязанных методов и средств преобразования данных, необходимых пользователю.
По степени механизации процедур преобразования информации СОД делятся на:
- системы ручной обработки;
- механизированные;
- автоматизированные;
- системы автоматической обработки данных.
Наиболее эффективными в сложных системах управления являются автоматизированные системы обработки данных (АСОД). Принципами построения АСОД являются:
- принцип интеграции, заключается в том, что обрабатываемые данные, однажды введённые в АСОД, многократно используются для решения возможно большего числа задач, чем максимально устраняется дублирование данных и операций их преобразования;
- принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных разрезах с целью получения информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях и во всех функциональных системах управления;
- принцип комплектности, подразумевающий механизацию и автоматизацию процедур преобразования данных на всех стадиях техпроцесса АСОД.
Информационные системы классифицируются и по другим признакам:
1. Функциональному назначению:
- производственные ИС;
- коммерческие ИС;
- финансовые ИС;
- маркетинговые ИС и т. д.
2. Объектам управления:
- ИС автоматизированного проектирования;
- ИС управления технологическими процессами;
- ИС управления предприятием и т. д.
3. Характеру использования результатной информации:
- информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя;
- информационно-советующие, предлагающие пользователю определённые рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений);
- информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий.
Остановились орел!!!!
2. Функции управления в информационных системах
Информация неразрывно связана с процессом управления.
Управление – процесс целенаправленной переработки информации.
Управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности её основных свойств, либо её развитие в заданном направлении. В обоих случаях управление осуществляется для достижения определённой цели. Критерием оптимальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления.
Целевая функция управления – это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объектов управления и времени.
Никакая информационная система не может эффективно выполнять свои функции без вычислительных машин. Отсюда можно выделить следующие функции информационных систем:
- вычислительную – своевременное и качественное выполнение обработки информации во всех интересующих систему управления аспектах;
- коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты;
- информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдача необходимой информации всех видов;
- запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации;
- следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации;
- регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных значений;
- оптимизирующую – обеспечение оптимальных плановых расчётов и перерасчётов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;
- самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИВС для достижения вновь поставленных целей;
- самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;
- исследовательскую – обеспечение выполнения научных исследований корпоративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формирования тематики целевых программ комплексных научных исследований;
- прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды;
- анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта;
- синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;
- контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;
- диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления;
- документирующую – формирование всех необходимых учетно-расчётных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов.
3. Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем
Организационное обеспечение направлено на обеспечение эффективной работы персонала, поэтому можно выделить:
1. Кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.
2. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.
3. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации.
4. Организационное обеспечение представляет собой комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и её персонала.
Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных.
Тема 2. Стандарты пользовательского интерфейса для информационных таможенных технологий