Организационная культура способна придать смысл деятельности людей, наполнить жизнь интересным содержанием, стимулировать их новаторство и активность. Однако не всякая культура способна стать интегратором в организации: там, где отсутствуют ясные представления об организационных ценностях, где между членами организации не налажен «язык культуры», где люди не готовы разрешать конфликты, а ценности не способны объединять людей, культура не может считаться ресурсом, потенциалом организации.
К элементам организационной культуры относят следующие ее параметры и свойства:
• индивидуальная автономность- степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
• структура- взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
• направление- уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
• интеграция- степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
• управленческое обеспечение- степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
• поддержка- уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
• стимулирование- степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
• идентифицированность- степень отождествления работников с организацией;
• управление конфликтами- степень разрешаемости конфликтов.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы. Любая организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Сила воздействия организационной культуры на деятельность фирмы определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы. Для оценки указанного воздействия принято различать внешнюю и внутреннюю составляющие организационной культуры.
Внешняя сторона организационной культуры - это история организации, символика, традиции, церемонии. Они помогают новому работнику быстрее войти в коллектив, понять основную миссию организации, особенности взаимоотношений в коллективе, оценить возможность продвижения по службе, узнать, поощряется ли инициатива исполнителей и как руководитель реагирует на ошибки и промахи подчиненных.
К внутренним составляющим относятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации и общая управленческая концепция.