Цели создания организации. Построение дерева целей
Видение и миссия организации
Основные причины создания организаций
Само существование организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорит о трех составляющих: видении, миссии и целях (см. рис. 7).
Рис. 7. Ориентиры деятельности организации
Всю совокупность ориентиров деятельности организации можно разделить на три основных типа:
- идеалы- ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним. К идеалам экономической организации можно отнести ее видение;
- цели- наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;
- задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.
Прежде чем говорить об основных ориентирах деятельности организации, рассмотрим вначале причины, заставляющие индивидов или группы лиц создавать организации.
Современное представление о создании организаций целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации.
Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является весьма распространенное и, безусловно, верное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтоб каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. Поэтому разработке системы мотиваций, как побудительных причин трудового поведения персонала, в менеджменте уделяется особое внимание. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации.
Прежде всего, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в данную организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за проделанную работу, и оценить, заслуживает ли он этих вознаграждений или нет.
В теории менеджмента выделяют:
• внутренние вознаграждения — достижение желаемого результата, содержание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т.п.;
• внешние вознаграждения — зарплата, дополнительные выплаты, продвижение по службе, награды, похвалы, признание и т.д.
Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения потребностей (субъективный подход). Актуальные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека.
Потребность — это состояние человека, определяемое необходимостью в чем-либо. Потребности разделяются на первичные (физиологические потребности организма) и вторичные (проявления психологического характера). Заметим, что деньги — это не потребность, а лишь средство для удовлетворения потребностей.
В научных взглядах на проблемы потребностей выделяются три основных направления:
§ глубинный подход, при котором пытаются выделить одну базовую доминирующую потребность, определяющую поведение человека, например потребность в продолжении рода;
§ обобщенная классификация инстинктов. В частности Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинктов, которые, по его мнению, лежат в основе поведения человека;
§ концепция ограниченного числа основных потребностей. Например, У.А. Томас выделил всего 4 основных потребности: безопасность, признание, дружба, новый опыт.
К. Обуховский выделяет 2 основные группы потребностей:
- физиологические (в сне, пище, сексе и т.д.),
- ориентировочные (желание постичь смысл жизни, стремление к интеллектуальному познанию мира, необходимость эмоционального контакта).
Из иерархических теорий потребностей наибольшую известность получила 5-ти уровневая пирамида потребностей А. Маслоу.
Мотивационные теории, раскрывающие причины того иного поведения людей и пытающиеся ответить на вопрос «Что побуждает людей к определенным поступкам, в частности к трудовой деятельности?», называют содержательными теориями. В их основе лежит идентификация внутренних побуждений по А. Маслоу, Д. Мак Клелланду, Ф. Герцбергу.
Теории, которые пытаются ответить на вопрос: «Как стимулировать людей к трудовой деятельности?», называют процессуальными теориями. Это теория ожиданий В. Врума, теория справедливости П. Гудмэна, теория Х-У Д. Мак-Грегора, модель мотивации Портера-Лоулера.
Подробно мотивационные теории изучались в курсе «Основы менеджмента».
Мотивация в широком понимании — это комплекс мотивов определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам.
Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы (типа) (см. рис. 8):
- достижение общих целей через достижение индивидуальных целей,
- достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Рис 8. Мотивы объединения людей в организации
Первый тип мотивации характерен, в основном, для организаций делового типа - фирм, предприятий, финансовых учреждений и т.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу услуг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег. Он решает свои собственные проблемы, для него это главное. Но при правильной организации труда суммарные усилия всех сотрудников предприятия приведут к успешному достижению общей цели, приносящей Доход предприятию при одновременном решении социально-значимых задач. В данном случае - это обеспечение населения необходимыми товарами или услугами.
Второй тип мотивации более характерен для организаций общественного типа - партий, союзов и т.д. Многие работники предприятий и фирм объединяются в профсоюзные организации ради вполне осознанной цели - борьбы за свои права. Единомышленники объединяются в партии и решают определенные общественно значимые проблемы. Образуются всевозможные союзы и клубы по интересам, самодеятельные творческие коллективы.
В организациях, занимающихся финансовой деятельностью (банки, фондовые биржи, и т.п.), разрабатывается специальная система мероприятий социального, психологического и экономического характера по усилению роли мотиваций второго типа. При этом определяющим является требование, чтобы любой сотрудник, прежде всего, думал о том, как его работа повлияет на престиж фирмы и решение общих задач, стоящих перед организацией, и уже только потом заботился о своих личных интересах. Каждый член коллектива должен понимать, чем больших успехов достигнет организация, в которой он работает, тем большую выгоду он получит для себя лично.