русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Лекция 9. Коммуникационный процесс: производство информации, распространение, прием, использование информации.


Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 2518; Нарушение авторских прав


ИСТОЧНИКИ

1. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие. – СПб, 2004.

2. Балакшин, А.С. Основные направления западной философии второй половины XIX–XX веков : учебно-метод. пособие / А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007.

3. Балакшин, А.С. Культура в информационном обществе : учебно-метод. Пособие – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования; пер. с англ. – М. : Академия, 2004.

5. Бжезинский, З. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство; пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. – М. : Международные отношения, 2004.

6. Гэлбрейт, Дж.К. Экономическая теория и цели общества; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1976.

7. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество; пер. с англ. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2003.

8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн. : Изд. В.М. Скакун, 1998.

9. Тоффлер, Э. Третья волна. – М. : АСТ, 2004.

Основные процессно-информационные модели коммуникации: подходы Г. Лассуэлла, К. Шэннона-У. Вивера, Т. Ньюкомба, Д. Гербнера, Б. Де Флера, Вестли-Маклина, А. Тэна.

 

Понятие эффективности коммуникации. Факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы.



Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь – Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор – Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает практически любой коммуникативный акт.

Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.

Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух - или многоканальной коммуникации.

Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель М. де Флера. За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают. В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким. Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.

Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — СМИ. На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении.

Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.

Нелинейные модели коммуникации Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией. Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.

В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке. Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент. В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость - ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.

Единицы анализа коммуникации. Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

Источник сообщения. Коммуникатор – создатель сообщения. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид, передающие это сообщение.

Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации. Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь.

Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Сообщения состоят из знаков различного рода (вербальных и невербальных).

Средство и канал коммуникации Данные термины используются для определения различия между типом используемого кодирования (средство) и маршрутом, по которому сообщение направляется (канал). Обычно каналы делятся на технические (СМИ) и межличностные.

Коммуникант (адресат, получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение. Получатель информации должен уметь: быстро выделить тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определить замысел высказывания. Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию.

Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех.

Под обратной связью понимают процесс получения информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости — предприняты определенные действия, предписанные в сообщении.

Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Эффект может быть положительным (коммуникация успешна) и отрицательным (когда поставленных целей коммуникатору достичь не удалось).

Эффективность - соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М„ 2003.

2. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

3. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8: Информационно-коммуникативное общество | Тема 10: Шумы и барьеры в процессных моделях коммуникации


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.