русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Лекция 6. Вербальная и невербальная коммуникация


Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 14535; Нарушение авторских прав


ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003.

2. Кашкин П. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.

3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

4. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.

5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.

 

 

Сущность, структура, функции. Понятия «язык» и «речь». Дискурс и виды дискурсов. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации.

Вербальная коммуникация представляет собойсловесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми.

В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во- первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена. Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения – это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:



1. Изменения в знаниях получателя;

2. Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

3. Изменение проведения получателя сообщении.

В теории коммуникации для обозначения различных актов речевого общения принято выделять виды речи по разным основаниям, подчеркивая тем самым разные стороны речевой деятельности различают внешнюю речь и внутреннюю (чтение про себя, припоминание). Внешняя речь, громко произносимая и воспринимаемая на слух, получила название устной речи. Ей противопоставляется письменная речь – способ речевого общения, в котором словесное высказывание кодируется с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) делят, в свою очередь, на продуктивную и пассивную. Продуктивная речь – это говорение, представление собственных размышлений. Рецептивная речь – это слушание, чтение, восприятие чужих мыслей.

Различают устную и письменную формы речевой ком­муникации. Устноречевая коммуникация предполагает такие формы, как монолог, диалог и полилог. Монолог как форма коммуникативного поведения ис­пользуется человеком в двуединой роли говорящего-слушающего и может преследовать несколько целей: ин­формировать слушателей (информационная речь — отчет, выступление на митинге, доклад), пробудить определен­ные чувства и эмоции (убеждающая речь — реклама, тор­жественная речь, поздравительная, поминальная и др.), побудить их к определенным действиям (речь протеста, политическая речь). Монологическая речь всегда публична, чаще всего она произносится при большом скоплении людей — на собраниях, конференциях, съездах и т. п. Мо­нолог — это не просто речь при слушателях, а прежде все­го для слушателей. Говорящий предъявляет как текст, так и самого себя аудитории, следит за реакцией слушающих и вносит коррективы на ходу выступления с учетом ме­няющейся ситуации. При этом положение слушателей по-своему сложное, поскольку по этикету они на протяжении всего выступления должны молчать и не вмешиваться в речь говорящего. Кроме того, аудитория заинтересована, чтобы её присутствие не было напрасной тратой времени, а пошло ей на пользу. Слушатели выражают безмолвно лингвистически, но не безропотно психологически с по­мощью невербальных или паралингвистических средств отношение к тому, что говорит выступающий. Благодар­ный или скучающий взгляд, понурые головы или поддакивающие кивки, свист и хохот, гробовая тишина, откровен­ная зевота, гуд недовольства, гром рукоплесканий, демон­стративный уход из зала - это сигналы обратной связи, контрдействия аудитории.

Диалогкак форма речевой коммуникации представляет процесс взаимного общения, когда смена реплик отражает постоянную смену инициативы, ролей: говорящий стано­вится слушающим, а слушающий — говорящим. Другими словами, коммуникативные роли «Я» и «Ты» взаимообратимы, но отправным пунктом служит говорящий как фак­тический зачинатель разговора. Основные разновидности диалогической коммуникации: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, спор. В диа­логе большое значение имеет интонация, а также сопрово­ждающие речь мимика и телодвижения говорящего. По­следние создают экстралингвистический контекст. К при­меру, диалог врача с пациентом может иметь три варианта диалога: 1) врач задает вопросы и получает ответы по суще­ству дела; 2) врач задает вопросы и получает неопределен­ные ответы; 3) врач задает вопросы и получает ответы, не относящиеся к делу. Наиболее типичен второй вариант диа­лога, особенно если пациент недостаточно образован либо испытывает боль и смущение. С третьим типом диалога ме­дики сталкиваются, когда пациенты болезненно мнительны или стремятся подчеркнуть свою начитанность в области медицины.

Полилог предполагает наличие нескольких активных участников речевой коммуникации.

Виды устноречевой коммуникации — говорение и слу­шание. В ходе специальных исследований было установле­но, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слуша­ние, 21,5% — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% — на говорение, 16% — на чтение.

Говорение — процесс формирования и формулирования мысли, по Н. И. Жинкину, в момент произнесения высказы­вания. Главным инструментом говорения является голос (высота, сила, тембр звуков). Участники коммуникации должны уметь выбирать уместно интенсивность, темп и четкость произношения в зависимости от того, где, с кем и для чего говорят. Главным оценочным критерием произно­шения является правильность / неправильность. При этом эталонным для каждого языка принято считать произноше­ние коренных жителей того района, который исторически является столицей экономической, политической и культурной жизни нации. Отступление от заданного образца считается неприличным и осуждается общественностью (И. Ю. Абелева).

Высшим уровнем говорения является спонтанная, ди­намичная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воз­действует на восприятие слушателями фактов, определе­ний, дополняя их своими рассуждениями.

Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звуча­щей речи. В процессе слушания необходимо различать два аспекта: а) слух как физиологическую характеристику и б) слушание как процесс осознанного познавательного дей­ствия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случай­но в языках существует два глагола — слушать /слышать, англ. hear /listen, франц. ecouter/'entendre.

Умение слушать — одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуни­кабельности человека.Большинству людей свойственны следующие недостатки при традиционном слушании: 1) без­думное восприятие (например, слушание радио при других занятиях); 2) наблюдение за собеседником, вместо того чтобы внимательно слушать и выделять полезную инфор­мацию; 3) внимание не к словам говорящего, а к своим мыс­лям, нередко ошибочно предвосхищая содержание инфор­мации. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с непра­вильным слушанием партнера.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

1. объективные факторы (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении — температура, влажность и др.);

2. субъективные факторы (возраст и пол слушателя, тем­перамент, интеллектуальные способности);основные (слуховая способность, способность к прогно­зированию и др.);

3. дополнительные (способность к запоминанию, к кон­центрации внимания);

4. вспомогательные (уровень общей культуры, словар­ный запас).

Современный человек - двоякоговорящий: устно и письменно. Тот факт, что в мире есть много людей, не умеющих писать, не свидетельствует об их генетической невосприимчивости к письму. В письменно-речевой коммуникации внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего: на выходе коммуникативной сис­темы человека — это собственно письмо, а на входе — чте­ние. Это продуктивный вид речевой деятельности, который отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания общения. В противопо­ложность устному общению, где налицо непосредственный контакт коммуникантов здесь и сейчас, на виду друг у дру­га, где многое очевидно из коммуникативной ситуации, письменное общение — дистанционное. Его участники фи­зически недосягаемы, разрыв в общении связан с длитель­ными промежутками времени и значительными расстоя­ниями, оно не рассчитано на незамедлительную ответную реакцию.

Письмо (написание) представляет собой процесс соз­дания текста с последующей его графической фиксацией. В письме выделяются техника и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием — орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной ре­чи (жанры).

Письменный текст обладает рядом содержательных и формальных качеств: языковой материал соответствует нормам употребления; текст содержит речевые клише, обороты, типичные для той или иной формы письменной ком­муникации; изложение информации характеризуется точно­стью и доступностью для адресата (читателя).

Чтение — это рецептивный вид речевой коммуника­ции, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помо­щью графических символов (букв, иероглифов и т. п.). Чте­ние является важнейшим средством получения нужной информации. Режим чтения зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выде­ляют следующие способы, или виды, чтения:

· ознакомительное, оценочное чтение, результатом ко­торого является получение общего представления о содер­жании текстов (например, беглый просмотр прессы);

· просмотровое, или поисковое, чтение используется для предварительного ознакомления с книгой (например, по оглавлению, по предисловию, по аннотации и т. п.);

· чтение с общим охватом содержания, когда инфор­мация оценивается по принципу «новое-известное», «важ­но-неважно»(чтение художественной или специальной ли­тературы);

· изучающее чтение, при котором читающий макси­мально точно и полно извлекает информацию, когда важна установка на длительное запоминание.

Обычно под речью подразумевается ее устная и письменная разновидности. Однако звуковой и графической реализацией языка не исчерпываются все возможные про­явления речи, на которые способен человек. Так, глухорожденные люди используют пальцевую дактилологическую речь, слепорожденные люди воспринимают письменную речь тактильно с помощью пробитого в бумаге рельефно-точечного шрифта Брайля, а пишут с помощью специально оборудованных приборов, выдавливая текст грифелем.

Невербальная (неречевая) коммуникациястроится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуа­ции, коммуникативного взаимодействия. Невербальное по­ведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важ­напроблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, вспле­скивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика.

Основные каноны невербальной коммуникации — акустиче­ский, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная коммуникация опирается на пять основ­ных наук.

1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невер­бальной коммуникации. Паралингвисжические компонен­ты — интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют со­бой индивидуальные особенности произношения — рече­вые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обуслов­лены разными причинами:

· биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос);

· психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется);

· физиологическими (например, ломка голоса у юно­шей, сиплость, хрипота);

· социальными (например, размеренная и спокойная речь священника);

· национально-этническими и культурными (например, несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются только в параязыке — в сюсюкающей или ироничной речи, в речевой коммуника­ции воров и бандитов);

· жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания);

· прагматическими (например, скорость речи, ее то­нальность при сознательном обмане).

2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Между жестозым и естественным языком наблю­дается определенное сходство. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникатив­ном акте: в определенных условиях смысл может выра­жаться только жестами (например, приказу «Молчи!» соот­ветствует русский жест «прижать палец к губам»). Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль:

· они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно со­провождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.;

· жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание;

· жесты могут замещать речевое высказывание, напри­мер, жест «кивок» используется как эквивалент положи­тельного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии);

· жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополня­ются жестом «погрозить пальцем / кулаком».

С точки зрения обращенности жеста на себя или друго­го различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); вза­имные жесты (пожать друг другу руки).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предос­тавляемой жестами партнеру, их подразделяют на следую­щие семиотические классы:

· жест-регулятор, выражающий отношение говоряще­го к чему-либо или к кому-либо (утвердительный кивок);

· жест-эмблема представляет собой невербальный аналог слова (приложить палец к губам = Тише!);

· жест-иллюстратор представляет образную картину сообщения (движение руками, изображающее человека — «Вот такого роста»);

· жест-адаптор демонстрирует форму коммуникатив­ного поведения, отражающую способность приспосабли­ваться к изменяющимся внешним условиям (дать пощечи­ну, отправить воздушный поцелуй, обхватывать голову ру­ками);

· жест-аффектор выражает определенные эмоции че­рез движения тела (удивление, радость, отвращение);

· жест оценки получаемой информации (почесывание подбородка при раздумывании).

Кинесика носит ярко выраженный национальный харак­тер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одноча­совом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180.

3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном пове­дении людей во время общения. На контакт глаз влияют та­кие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодейст­вии рассматриваются:

· пространственные характеристики — прямой взгляд (открытая контактоустанавливающая позиция), взгляд ис­подлобья, жесткий взгляд (агрессивность, иногда недове­рие);

· степень интенсивности как свидетельство выражен­ности интереса к партнеру (пристальный взгляд);

· временные параметры смотрения друг на друга (уста­виться, отвести взгляд).

4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социаль­ные группы (врачи,косметологи, портные, массажисты, банщики) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует так­тильная практика В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции каса­ния в акте коммуникации:

· выражение участия, заботы или дружбы по отноше­нию к адресату жеста;

· выражение интимного отношения к адресату;

· установление контакта или привлечение внимания;

· отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице.

В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обни­мать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др.

5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуни­кации: интимную, персональную (личную), социальную (общественную), публичную (открытую), формальную.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5: Функциональный анализ коммуникационной деятельности | Невербальные приемы общения в массовой коммуникации.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.