русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

МАССИВ СИМВОЛОВ


Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1001; Нарушение авторских прав


End.

Begin

Var

End.

Begin

Var

End.

Begin

Var

СИМВОЛЫ

СИМВОЛЫ И СТРОКИ

Помимо числовой информации компьютер может обрабатывать символьную информацию. Pascal оперирует с символьной информацией, которая может быть представлена отдельными символами или строками символов.

 

Для хранения и обработки отдельных символов используются переменные типа char . Значением переменной типа char может быть любой символ.

Переменная символьного типа должна быть объявлена в разделе описания переменных так:

Имя: char;

Где Имя- имя переменной символьного типа; char-ключевое слово обозначения символьного типа.

Примеры:

Otv: char;

Ch: char;

Как и любая переменная программы, переменная типа char может получить значение в результате выполнения инструкции присваивания или ввода (read, readln). Если переменная типа char получает значение в результате выполнения операции присваивания, то справа то знака := должно стоять выражение типа char или символьная константа – символ, заключенный в кавычки.

Например, в результате выполнения программы.

 

Program p;

c1, c2, otvet: char;

c1:=’*’;

c2:=c1;

write (‘Вы хотите научиться программировать?’);

readln (otvet);

writeln (‘Ваш ответ:’, otvet);

Переменная с1 получает значение присваиванием значения константы, с2- присваиванием значения переменной с1, а значение переменной otvet вводится с клавиатуры.

Обратите внимание: переменная otvet объявлена как char ,т.е. один символ. Поэтому если ответ на вопрос программы будет введено, например, слово «Да», то значением переменной otvet будет символ –буква ‘Д’.

Переменную типа char можно сравнить с другой переменной типа char или символьной константой. Сравнение основано на том, что каждому символу поставлено в соответствие число (см. приложение),причем символу ‘0’ соответствует число меньшее, чем символу ‘9’ символу ‘A’ –меньшее, чем ‘B’, символу ‘Z’ меньшее, чем ‘a’. Таким образом можно записать:



‘0’<’1’<…<’9’<…<’A’<’B’<…<’Z’<’a’<’b’<…<’z’

Символами русского языка соответствует числа большие, чем символам латинского алфавита, при этом справедливо следующее:

‘А’<’Б’<’В’<…<’Ю’<’Я’<’а’<’б’<’в’<…<’э’<’ю’<’я’.

Переменные и константы типа char можно использовать при конструировании условий. В программе

Program p1;

otvet: char;

...

writeln (‘Продолжить вычисления? (д/н)’);

readln (otvet);

if (otvet=’Д’) or (otvet=’д’ ) then begin

 

 

end;

Переменная otvet используется для проверки ответа пользователя на запрос программы. Обратите внимание, что программа сравнивает ответ с двумя константами ‘д’ и ’д’, так как переменная otvet может получить ‘д’, если нажата клавиша <Д> без <Shift>, или ‘д’, если клавиша <Д> нажата с <Shift >

Каждый символ кодируется числом. Однако не все символы есть на клавиатуре. Например, на клавиатуре нет символов, с помощью которых рисуются рамки. Если в программе нужно вывести на экран символ, которого нет на клавиатуре , то можно воспользоваться функцией Chr, возвращающей в качестве значения символ, код которого указывается при обращении к функции. Например, в результате выполнения инструкции ch:=Chr(218); значением переменной ch будет символ ‘Ґ’ (переменная ch, естественно, должна быть объявлена как char).

Следующая программа, ее текст приведен на листинге программы 1, выводит на экран первую половину (символы с кодами от 0 до 127) таблицы кодировки символов –таблицу ASCII. Так как символы с кодами от 7 до 13 являются служебными , например, при выводе символа с кодом 7 раздается звуковой сигнал, а символ с кодом 13 вызывает переход к новой строке, то вместо этих символов программа выводит пробелы.

Листинг программы один 1. ASCII –таблица кодировки символов (ascii.pas)

Program ascii;

Var

Ch:char; {символ}

Dec:integer; {десятичный код символа}

i, j: integer;

begin

dec:=0;

for i=0 to 16 do {шестнадцать строк}

begin

dec:=I; {чтобы получить таблицу кодировки}

{для символов с кодами 128-255,}

{эту инструкцию надо}

{заменить на dec:=i+128;}

for j:=1 to 8 do {восемь колонок}

begin

if (dec<7) or (dec>=14)

then

write (dec:4, ‘-’,’’, chr(dec):1, chr(179));

else {символы СR, LF, TAB не отображаются}

write (dec:4, ‘- ‘, chr(179));

dec:= dec+16

end;

writeln; {переход к новой строке экрана}

end;

end.

Вот результат работы программы:

 

Следующая программа, ее текст приведен на листинге 2, использует функцию chr для оформления выводимого текста.

Листинг программы 2. Пример использования функции chr для вычеркивания рамки (ramka.pas)

Program ramka;

Е1, tr, b1, br, g, v:char;

I:integer;

T1:=Chr (218); {символ левого верхнего угла}

TR: =chr (191); {символ правого верхнего угла}

B1:=Chr (192); {Символ левого нижнего левого угла}

Br: =Chr (217); {Символ левого нижнего угла}

G: =Chr (196); {Символ горизонтальной линейки}

V: =chr (179); {Символ вертикальной линейки}

Write (t1);

Fori: =1 to 32 do write (g);

Writeln (tr);

Writeln (v,’Пример использования функции CHR’, v);

Writeln (v,’ для рисования рамки. ‘, v);

Write (b1);

For i: =1 to 32 do write (g);

Writeln (br);

 

Вот результат работы программы:

 

Пример использования функции СРК для рисования рамки

 

При выводе на экран символа с кодом 7 раздается звуковой сигнал. Это можно использовать в программе, например, для информирования о неверно введенных данных. Следующая программа демонстрирует использование функции chr для получения звукового сигнала. Она проверяет введенный пользователем пароль, и если пароль неверный, то из динамика компьютера раздается звуковой сигнал.

Program beep;

Label

Bye;

Var

Write (‘’);

Readln (password);

If password <>377

Then begin

Writeln (chr(7),’ пароль неверный!’);

Goto bye;

End;

{здесь инструкции программы}

bye :

end.

 

 

Последовательность символов называется строкой. Для хранения и обработки последовательностей символов (строк) можно использовать массив символов.

Например, пусть программа должна вводить с клавиатуры фамилии людей. Обычно такая задача решается вводом строки в символьный массив, длина которого выбирается равной количеству букв самой длинной фамилии. Если buf это символьный массив размера size, то наиболее просто ввести элементы массива с помощью инструкции for, например, так:

For i:=1 toSIZE do read(buf[i]);

Однако в этом случае на клавиатуре каждый раз приходится набирать строку длиной ровно в SIZE символов (дополнять «короткие» фамилии пробелами),

Так как инструкция for завершит свою работу только после ввода заданного количества символов.

Сделать программу ввода массива символов более эффективной позволяет встроенная функция EOLN (End Of Line- конец строки), которая проверяет, является ли очередной символ, который будет прочитан инструкцией read, символом «конец строки». Символ «конец строки» автоматически добавляется к введенным с клавиатуры символам. Используя функцию EOLN, можно определить, есть ли введенные, но еще не обработанные (не прочитанные инструкцией read)символы. Если символы есть, то функция EONL возвращает FALSE . Если перед обращением к функции EOLN не введено ни одного символа, программа приостанавливает свою работу и ждет ввода строки с клавиатуры. Следующая программа, ее текст приведен на листинге 3 , использует функцию EOLN для ввода строки в массив.

Листинг 3. Ввод строки в символьный массив(getstarr.pas)

Program getstarr;



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предметный указатель | Then begin


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.