Прямой доступ в память (ПДП) – это режим работы компьютера в котором данные с внешних носителей загружаются в оперативную память, минуя процессор. Режимом ПДП управляет не процессор, а контроллер ПДП;
Уровень привилегий – это режим работы, который разрешает программам пользователей доступ только к определенным программам операционной системы и обеспечивает достаточно корректное использование этих программ;
DPL – двухразрядное поле, определяющее уровень привилегий сегмента;
CPL – текущий уровень привилегий, который является уровнем привилегий исполняемого программного сегмента;
RPL – уровень привилегий запроса, который служит для защиты программы данных операционной системы от ошибок программ, изменивших уровень привилегий при межуровневых передачах управления;
EPL – эффективный уровень привилегий. EPL=max(CPL,RPL);
Дескриптор – описатель системных объектов (сегментов, шлюзов, задач, таблиц и т.д.);
Шлюз – точка входа в программу;
Селектор – шестнадцатиразрядный указатель, имеющий 3 поля: INDEX, TI, RPL;
Таблица дескрипторов – это таблица, максимальный размер которой равен 213 дескрипторов. Служит для хранения дескрипторов, имеется 3 таблицы: GDT, LDT, IDT;
GDT – глобальная таблица дескрипторов;
LDT – локальная таблица дескрипторов;
IDT – таблица дескрипторов прерывания;
Контроллер – это устройство управления;
Прерывание – это свойство компьютера прерывать выполнения текущей программы для перехода к прерывающей программе. По завершению прерывающей программы ЭВМ возвращается к выполнению прерванной программы с той точке, где произошло прерывание;
Вектор прерывания – это указатель, который состоит из нескольких слов и задает начальный адрес прерывающей программы, слово состояния процессора (ССП);
Маска прерывания – представляет собой двоичный код. Единичное состояние в данном разряде маски разрешает, а нулевое запрещает (маскирует) прерывание текущей программы по соответствующему запросу;
Процессор – это устройство, непосредственно осуществляющее процесс обработки данных и программное управления этим процессом. Процессор занимает центральное место в структуре ЭВМ, т.к. он осуществляет управление взаимодействия всех устройств, входящих в состав машины;
Счетчик команд – служит для определения адреса следующей команды, которая выполняется после текущей команды, этот адрес вычисляется в счетчике команд путем сложения адреса предыдущей команды, с числом равным количеству байт предыдущей команды;
Стек – это организация памяти, при которой чтение информации из стека происходит в порядке обратном порядку записи, при этом последнее записанное слово читается первым.