Факторы, влияющие на изменение объема товарооборота
Индекс цен рассчитывается как соотношение
произведения цены и количества по видам товаров и в сумме за отчетный период, деленного на произведение цены и количества по видам товаров и в сумме за базисный период
I цены = Σp1q1 : Σpоqо
где
pо –цена товара в базисном периоде
pо1–цена товара в отчетном периоде
q1 - количество товара, реализованного в отчетном периоде
qо – количество товара, реализованного в базисном периоде
Пример:
Таблица 1 Показатели реализации товаров
Показатель
Условное обозначение
Период
Базисный (о)
Отчетный (1)
Объем реализации товара «А», шт.
q
Объем реализации товара «Б», шт.
q
Продажная цена товара «А», руб.
p
Продажная цена товара «Б», руб.
p
Провести расчеты по приведенным выше формулам
физический объем и цена продаж по отдельным видам товаров, структура продаж. Расчет влияния отдельных факторов на объем товарооборота выполняется методом цепных подстановок
p1q1 – объем товарооборота по фактическому количеству и фактическим ценам на товары в отчетном периоде
pоqо - объем товарооборота по количеству и ценам на товары в базисном периоде
pоq1 объем товарооборота по фактическому количеству и ценам на товары в базисном периоде
Индекс сезонности товарооборота показывает
степень отклонения объема товарооборота какого-либо месяца (квартала) от среднегодового значения показателя
как соотношение суммы отклонения объема товарооборота какого-либо месяца (квартала) от среднегодового значения показателя
I сезонности = Σp1q1 : Σp ср. расч.q ср. расч.
где
Σp1q1 - фактический объем товарооборота за анализируемый период
Σp1q1 - фактический объем товарооборота, исчисленный по средним значениям за анализируемый период
Информационной базой проведения анализа служат
Ø данные бухгалтерского финансового и управленческого учета по продажам товаров в натуральном выражении (отчеты по продажам и первичные документы по движению товаров),
Ø отчеты кассиров по розничной торговле,
Ø выписки с расчетных счетов в банках,
Ø записи в учетных регистрах и книге главных счетов, отчетность предприятия за прошлые учетные периода
2.4 Товарные ресурсы торгового предприятия: анализ и планирование
Товарооборот торгового предприятия должен быть обеспечен прежде всего товарными ресурсами
Товарные ресурсы – это масса товарных запасов, приобретаемых предприятием для последующей оптовой или розничной перепродажи. Или Товарные ресурсы торгового предприятия – это масса продукции, закупаемой торговыми предприятиями с целью последующей реализации на внутреннем рынке, поставок на экспорт и по клирингу.
Существует различие между понятиями «Товарные запасы», «товарное предложение» и «товарные ресурсы» поскольку каждое понятие характеризует свою сторону или признак товаров в торговле
Величина товарных запасов в учете может выражаться в абсолютных стоимостных и натуральных единицах
Как называется та часть товарных запасов, которая предназначена для обеспечения текущих нужд торговли - товарные запасы текущего хранения
Каково назначение завоза товарных запасов текущего наполнения. Они предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в периоды до очередного поступления товаров
Как называется метод оперативного анализ и учета товарных запасов -метод снятия остатков
Каким образом должны действовать торговые предприятия, чтобы сгладить неравномерность поставок, колебания спроса и действие подобных неблагоприятных факторов - использовать все приемы анализа товарных запасов
Все показатели движения товарных запасов находятся в балансовой увязке
ТЗн + П = Р + Др + ТЗк
Где
ТЗн – товарные запасы на начало периода
ТЗк товарные запасы на конец периода
Р – объем товарооборота за анализируемый период
Др – величина документированного расхода товаров за период
П - объем поступления товаров
Балансовый метод используется для оперативного анализа и контроля за состоянием и движением товарных запасов по товарным группам и в целом по предприятию по остаткам, приходу и расходу