Обоснование управленческого решения для выбора варианта цены на новое изделие
Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию.
Допустим, что фирма стоит перед выбором варианта цены на новое изделие, которое конкурент продает по цене 250 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 2400 млн руб., переменные — 80 тыс. руб. на единицу.
Если улучшить качество изделия, то можно продать его по цене 100 тыс. руб., но при этом постоянные затраты увеличатся на 25% и составят 3000 млн. руб. Переменные расходы также возрастут на 25% и составят 100 тыс. руб. на единицу продукции. Необходимо проанализировать возможность установления цены в 300 и 200 тыс. руб. Для этого сделаем расчет прибыли и точки критического объема реализации продукции для этих двух вариантов (табл. 4.7).
Таблица 4.7
Исходные данные
Показатели
Варианты
Первый
Второй
1. Цена реализации, тыс. руб.
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.
3. Постоянные затраты периода, млн. руб.
4. Маржа покрытия на единицу продукции, тыс. руб.
5. Точка безубыточности (критический объем продаж), шт.
6. Мощность предприятия, шт.
7. Прибыль, млн. руб.
Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия первый вариант, так как он обеспечивает наиболее высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности. Чтобы обеспечить такую же сумму прибыли по второму варианту, необходимо производственную мощность увеличить до 36666 ед. ((2400000 + 2000000): 120).
Выбор того или иного варианта зависит от конъюнктуры рынка. Во время производственного бума предприниматели стремятся увеличить объем производства и реализации продукции «любой ценой», а в периоды спада детально изучается каждая статья затрат, осуществляется поиск резервов экономии постоянных и переменных расходов.
В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить оборот по реализации.
Например, цены у конкурентов ниже на 5—7%, из-за чего оборот предприятия в последнее время несколько уменьшился. Чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 10% (с 300 до 270 тыс. руб.), надеясь при этом сохранить ту же прибыль за счет увеличения объема продаж.
В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 5 % в связи с расширением производства. Рассмотрим показатели до изменения цены (ситуация 1) и после ее изменения (ситуация 2) (табл. 4.8).
Таблица 4.8.
Исходные данные
Показатель
Ситуация 1
Ситуация 2
1. Выручка, млн руб.
2. Сумма переменных затрат, млн руб.
3. Постоянные затраты, млн руб.
4. Маржа покрытия, млн руб.
5. Доля маржи покрытия в выручке
0,666
0,62963
Необходимая сумма выручки от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржи покрытия в изменившейся ситуации:
Предприятие в этой ситуации должно произвести 30300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. руб. получить выручку в сумме 8180 млн руб.
При этом его переменные издержки составят 3030 млн руб., постоянные — 3150 млн руб., а прибыль — 2000 млн руб.
Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные прогнозы. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.
Вопросы для самопроверки
· Что Вы понимаете под управленческим решением?
· Когда возникла новая школа — маржинализм?
· Что Вы понимаете под переменными затратами?
· Что Вы понимаете под постоянными затратами?
· Как рассчитывается маржа покрытия (маржинальная прибыль)?
· Что Вы понимаете под безубыточностью (точкой безубыточности)?
· Что показывает зона безопасности (запас финансовой прочности)?
· Как определить критический уровень постоянных затрат?
· Как определить окупаемость постоянных затрат?
· Как определить критический уровень цены при заданном объеме реализации и уровне постоянных и переменных затрат?
· Как определить критический уровень переменных затрат на единицу продукции?