русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Характеристика управленческой деятельности. Уровни управления.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 16644; Нарушение авторских прав


Основные методологические подходы к управлению.

Управление как социальный процесс.

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта.

Особенности управленческого воздействия на конфликты.

Конфликт как социальное явление.

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация в принятии и реализации управленческих решений.

Методы оптимизации управленческих решений.

Роль руководителя в принятии и реализации управленческих решений.

РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Распределение полномочий на принятие решений.

Основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений.

Структура процесса принятия решения.

 

1. Понятие«управление» широко используется в различных науках. Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент. Функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организационных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций. Либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы) , представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления.



Субъект управленческой деятельности – это источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Объект управления – часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.

Между субъектами и объектами управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Таким образом, управление предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели.

Один из самых известных и влиятельных теоретиком в области управления американский социолог и экономист П. Друкер так сформулировал сущность рассматриваемого явления: "Управление- это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен".

Процесс управления это всегда деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей организации (предприятия) путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

2. Существуют три основных подхода к управлению: ситуационный, процессный и системный.

Ситуационный подход (другое его название — "конкретный подход"). При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.

Ситуационный подход — концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания определенных приемов. Данная концепция пригодна для более эффективного достижения целей организации.

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости между различными свойствами.

Четкое функционирование организации влияет на множество факторов, наиболее важными из которых являются психологические и социально-психологические феномены.

Система (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Применительно к управленческим проблемам в системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

а) выделение объекта исследования;

б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях подсистем;

в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объекты подсистемы;

г) определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем.

Сама сущность управления при системном подходе рассматривается как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления; информация. Взаимосвязи этих элементов сущности управления позволяют выделить три основных блока, состоящих, в свою очередь, из целого ряда элементов.

Информация:

Правильность и эффективность принятого управленческого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии управленческих решений, можно подразделить на:

· Описывающую и мотивирующую;

· входящую и исходящую;

· обрабатываемую и необрабатываемую;

· текстовую и графическую;

· постоянную и переменную;

· нормативную, аналитическую, статистическую;

· первичную и вторичную;

· директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.

В управлении выделяют следующие важные характеристики информации.

1. Объем. Существует объем символьной информации (количество букв, знаков, символов) и объем воспринимаемой информации (полнота информации о каком-либо объекте для принятия обоснованного решения).

2. Достоверность. Это процент реальных сведений в общем объеме информации.

3. Ценность. Характеризуется снижением уровня затрат ресурсов на принятие правильного решения.

4. Насыщенность. Это соотношение полезной и фоновой информации.

5. Открытость. Это возможность предоставления информации различным группам людей (секретная, конфиденциальная, публичная).

Идеальная информация должна быть полной, своевременной, достоверной, взвешенной и опережающей. Для этого в организации надо определить минимально необходимые источники информации. Ими могут быть (кроме вербальных источников), две группы документов: документы, содержащие сведения о состоянии решаемого вопроса, а также документы юридического характера.

Организация управления:

1.) содержание (люди, машины);

2.) структура (совокупность отношений между компонентами системы при выполнении ее цели);

3.) связи (взаимосвязь между компонентами системы);

4.) процесс принятия решений (способ и методы выработки инструкции на базе мотивации).

Процесс управления:

1.) анализ и синтез (построение дерева целей, количественное определение состояния системы);

2.) прогнозирование (предвидение будущего состояния системы);

3.) планирование (упреждающее управление или разработка планов);

4.) организация процессов (координация работ по выполнению планов);

5.) учет и контроль (сопоставление плановых и фактических состояний);

6.) мотивация (побуждения выполнения плана).

 

3. Современные специалисты в области менеджмента считают, что произошла смена четырех концепций, каждая из которых по-своему раскрывает различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению.

1. Использование трудовых ресурсов (labour resources use) с конца XIX в. до 60-х гг.XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР - в эксплуатации труда государством.

2.Управление персоналом (personnel management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль - должность, а управление осуществлялось черезадминистративные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

3.Управление человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс- элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в "активизации человеческого фактора".

4.Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как "ресурс". Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.).

Происходящие в нашей стране экономические и социальные преобразования сопровождаются серьезной работой по совершенствованию форм и методов управления. Это требует качественных изменений в организации и управлении на всех его уровнях и во всех звеньях.

Под управленческой деятельностью будем понимать вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Объектом управленческой деятельности является сфера ее приложения — организация, структурное подразделение.

Предмет управленческой деятельности — информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Продукт управленческой деятельности — управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Содержание управленческой деятельности применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К. их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления.

Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управленческой деятельности состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1).

Можно сказать, что сутью профессии руководителя является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ | МЕСТО И РОЛЬ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.