1. Дайте определение маркетинговых методов анализа.
2. В чем отличие маркетинговых методов от методов социологических исследований?
3. Назовите семь групп количественных методов маркетингового анализа.
4. Чем затруднено маркетинг-моделирование.
5. Дайте определение трех направлений маркетингового анализа: разведочного, описательного, каузального.
6. Назовите типы экспериментов. Что такое экспериментальный анализ в маркетинге?
7. Что такое «полевые исследования», «пробный маркетинг»?
8. Какие виды маркетингового тестирования вы знаете? В чем их отличие?
Система анализа маркетинговой информации, опираясь на использование перечисленных выше методов, дает возможность определить:
- влияние основных факторов на сбыт продукции (объем продаж) и значимость каждого из них;
- возможность сбыта при росте цен или расходов на рекламу в соответствующем размере; параметры продукции предприятия, обеспечивающие ее конкурентоспособность;
- оценку деятельности предприятия на рынке и др.
Итак, мы рассмотрели основные составляющие системы сбора маркетинговой информации:
1) систему сбора текущей маркетинговой информации, состоящую
их двух подсистем: внутренней маркетинговой информации и внешней
маркетинговой информации;
2) систему информации по маркетинговым исследованиям;
3) систему анализа информации.
Часто такая система сбора маркетинговой информации реализуется на компьютере. Рассмотрим одну из возможных схем ее реализации.
Система внутренней отчетности обычно реализуется на основе ЭВМ в виде базы данных или специально написанной для фирмы программы. Она позволяет обеспечить информационное обслуживание всех подразделений фирмы, например, ежедневно получать данные о сбыте своих изделий, о наличии запасов товаров и оперативно реагировать на запросы потребителей.
Система сбора внешней маркетинговой информации поставляет повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Эту информацию поставляют хорошо обученный штат продавцов, специальные сотрудники, отвечающие за сбор вторичной информации, ее покупают у специализированных поставщиков данных. Оперативный ввод такой информации в базы данных ЭВМ либо в специальные программы позволяет структурировать эти данные, отбирать наиболее важные, выявлять тенденции развития разных факторов в коммерческой среде, их влияние на условия существования фирмы.
Система информации по маркетинговым исследованиям обеспечивает сбор и обработку информации, специально собираемой для исследования одной или нескольких проблем, стоящих перед фирмой. Сюда входит информация о факторах, которые помогают фирме разрешить ее проблемы. Например, необходимо расширить сбыт товаров фирмы. Сотрудники фирмы собирают данные о сбыте, вводят их в компьютер. Программа в компьютере выявляет основные переменные, влияющие на сбыт, оценивает их значимость. После этого руководство фирмы решает, как влиять на эти переменные, чтобы фирма успешно осуществляла свою деятельность.
Система анализа маркетинговой информации представляет собой более сложную систему обобщения первичных данных в виде математических моделей, обобщенных показателей, графиков, таблиц, динамических рядов и т.д., например, модель расчета цены на товар, модель составления комплекса средств рекламы. С помощью этих моделей проигрываются заранее реальные процессы маркетинга, и выбирается оптимальное решение воздействия на рынок, конкурентов и т.д.