русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Корректные и некорректные приемы спора.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 18737; Нарушение авторских прав


Тактические приемы, помогающие выиграть спор, можно разделить на корректные и некорректные, или лояльные и нелояльные. Первые носят преимущественно технический характер, в них есть элемент хитрости, но нет прямого обмана. Приемы второго рода - это разнообразные обманные действия.
Нужно изучать, конечно, и те и другие тактические уловки: корректные - чтобы знать, как можно, пользуясь допустимыми средствами, отстоять свою точку зрения, некорректные - чтобы предвидеть, что можно ожидать от неразборчивого в средствах противника, и уметь вывести его на чистую воду.

Корректные приемы спора

Спор - это борьба, и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. Во всякой борьбе очень ценна инициатива. В споре важно, кто задает его тему, как конкретно она определяется. Нужно уметь повести ход спора по своему сценарию.
Рекомендуется, далее, не обороняться, а наступать. Даже оборону лучше вести с помощью наступления. Вместо того чтобы отвечать на возражения противника, надо заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него возражения. Предвидя его доводы, можно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет, выдвинуть их самому и опровергнуть.
Рекомендуется также концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено. Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием. Из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. Особый интерес в этом случае представляют неожиданные для противника следствия, о которых он даже не подозревал.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора. Нередко, особенно когда предмет спора не является в достаточной мере определенным, может оказаться полезным не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно определить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.
Принято считать, что нет ничего недозволенного и в таком приеме, как взять слово в самом конце спора, зная все аргументы выступавших и лишая их возможности развернутого ответа. Однако вряд ли этот прием приемлем: он доступен далеко не каждому участвующему в споре.



Некорректные приемы спора

Частый, но явно некорректный прием в споре - так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать. К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки, а вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
Подмена тезиса может быть полной или частичной, Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него. Многие приемы, указываемые далее, являются как раз модификациями этого замещения тезиса некоторым иным положением, переводящим спор в другое русло.
Еще один некорректный прием - использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Употребление ложных, недосказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: "всем известно", "давно установлено", "совершенно очевидно", "никто не станет отрицать" и т. п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
К одной из форм лжи относится иногда намеренное запутывание или сбивание с толку. В выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.

Некоторые некорректные приемы ведения спора получили собственные имена:

  • Аргумент к публике

Обращение к слушателям, игра на их чувствах, с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на оппонента (апелляция к чувствам, а не к разуму).

  • Аргумент к личности

Когда вместо того чтобы обсуждать предмет спора обсуждают личные особенности собеседника ("переходят на личности"). Противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
Аргумент к личности имеет столько же разновидностей, сколько свойств имеет каждый человек. Прежде всего конечно нападают на особенности внешности: "Одет как бомж, а еще спорить берется!"

  • Аргумент к человеку

В поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений.
Например, школьники просят учителя ботаники вместо урока отправиться в лес. При этом они ссылаются на то, что непосредственный контакт с природой, как он сам не раз говорил, - лучший способ узнать ее тайны. Такого рода довод является нечестным только в том случае, когда человек, прибегающий к нему, сам не разделяет данного убеждения и только делает вид, что он присоединяется к общей платформе.

  • Аргумент к тщеславию

Расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.
Этот довод можно считать частным случаем аргумента к личности. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа "не подлежит сомнению глубокая эрудиция оппонента", "вы же умный человек", "как человек выдающихся достоинств, оппонент…", и им подобные, можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.

  • Аргумент к авторитету

Ссылка на мнения великих ученых, общественных деятелей, писателей, в общем известных людей в поддержку своих взглядов или в опровержение взглядов противника. А мнение крупных авторитетов еще требует доказательства.
Апеллируют к авторитету общественного мнения: "Считается общепризнанным, что…", "Никто не сомневается в том, что…". Апеллируют к авторитету аудитории: "Присутствующие согласятся с тем, что…" "Я постарше вас буду, так что…". Но особой наглостью является выдумка несуществующих авторитетов: "Еще профессор Многознаев доказал, что…" или высказываний авторитетов: "Еще философ Платон утверждал, что шоколад вреден для здоровья".

  • Аргумент к силе ("к палке")

Угроза неприятными последствиями в случае несогласия, в частности, угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения.
Например, наставляя не соглашающегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы двойку.

  • Аргумент к невежеству

Ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Например, ваш собеседник никогда не читал Аристотеля, а вы говорите: "Как писал Аристотель в своем произведении "Политика"…"

  • Аргумент к жалости

Возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия, в надежде на то, что она смягчится и не будет доводить спор до победы.
Например, студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии.

Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Но нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других. Некоторые же ничем нельзя оправдать. Недопустимы в споре и такие уловки, как умышленный уход от темы, длинные разглагольствования о вещах, не имеющих никакого отношения к обсуждаемым вопросам, попытки запутать основную мысль в чаще всяких деталей и подробностей, чтобы затем незаметно направить внимание участников спора на то, что кажется выигрышным, и т. п.

 

УПРАЖНЕНИЯ:
1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
  1. предварительное заключение;
  2. адвокат
  3. безнравственность;
  4. мужество космонавта Леонова;
  5. социальная справедливость;
  6. законность;
  7. г. Красноярск;
  8. судимость;
  9. беспечность;
  10. близкий родственник обвиняемого.
2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
  1. человек, экономист, бухгалтер, депутат парламента;
  2. сотрудники милиции, оперативный дежурный, юрист, участковый инспектор;
  3. следователь, прокурор, мастер спорта, женщина, сын;
  4. погода, снег, дождь, ветер, осадки;
  5. закон, законность, уголовный кодекс, свод законов;
  6. населенный пункт, город, деревня, г. Ачинск;
  7. друг, знакомый, хороший знакомый, родственник;
  8. учебное пособие, книга, таблица, таблица логарифмов;
  9. преступление, взятка, грабеж, взятка в особо крупных размерах;
  10. хищник, травоядное, слон, млекопитающее.
3. Проверьте правильность ограничения понятий:
  1. Москва - столица России;
  2. животное - млекопитающее - птица;
  3. ель - хвойное дерево - дерево;
  4. наркотик - сильнодействующий наркотик - героин;
  5. время - час - секунда;
  6. экзамен - форма отчетности учащихся;
  7. лето - наиболее теплое время года;
  8. автомобиль - автомобильный мотор - коленчатый вал;
  9. реформирование - изменение;
  10. планета - планета Солнечной системы - планета Марс;
4. Проверьте правильность обобщения понятий:
  1. учебник экономики - учебник - книга;
  2. класс - школа - средняя школа;
  3. Москва - столица России - столица;
  4. сантиметр - дециметр - метр;
  5. сталевар - рабочий - трудящийся;
  6. отделение - взвод - рота - полк;
  7. преступник - преступная группа - банда;
  8. телефон - междугородний телефон - средство связи;
  9. Платон - древнегреческий философ - философ;
  10. страница книги - раздел книги - книга.
5. Установите правильность деления в примерах, а в случае неправильного деления назовите, какое правило нарушено:
  1. Высшие учебные заведения делятся на университеты, академии и институты.
  2. Различают хвойные, лиственные, листопадные и вечнозеленые леса.
  3. Людей можно разделить на славян, китайцев, негров, женщин и верующих.
  4. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
  5. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
  6. Люди бывают порочными и добродетельными.
  7. Книги бывают полезными, понятными и интересными.
  8. Народы Европы делятся на мусульман, христиан, немцев, славян и др.
  9. Понятие "природа" можно разделить на животный мир, растительный мир и мир минералов.
  10. Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия - материки нашей планеты.
6. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию:
  1. самолет;
  2. музей;
  3. человек;
  4. дом;
  5. экономика;
  6. вуз;
  7. студент;
  8. климат;
  9. автомобиль;
  10. тип правления.
7. В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
  1. Квадрат - равносторонний четырехугольник.
  2. Философ - ученый, занимающийся философией.
  3. Домохозяйка - это не профессия.
  4. Вычитание - операция, обратная сложению.
  5. Произвол - это отсутствие свободы.
  6. Ядовитыми растениями называются растения, содержащие ядовитые вещества.
  7. Кибернетика - не искусство.
  8. Истина - дочь разума, мать мудрости.
  9. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.
  10. Нация - устойчивая историческая общность людей.
8. Найдите предложения, выражающие суждения:
  1. Сумма чисел а и b равна 12.
  2. Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
  3. Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.
  4. Что вниз вершиной растет?
  5. Граждане, переходите улицу только на зеленый свет светофора!
  6. Кто над морем не философствовал?
  7. Все равны перед законом и имеют право на равную защиту законом.
  8. Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин).
  9. Есть женщины в русских селеньях┘
  10. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека (Вольтер).
9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношения между терминами с помощью круговых схем:
  1. Юрий Гагарин - первый в мире космонавт.
  2. Есть книги, которые юристы читают с большим интересом.
  3. Никто не дал ему совета.
  4. Хороший кузнец и блоху подкует.
  5. Ни один человек не безупречен.
  6. Бедность не порок.
  7. В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают.
  8. Доброе слово и кошке приятно.
  9. Речь должна отвечать законам логики (Аристотель).
  10. Некоторые города - столицы Европы.
10. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:
  1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.
  2. Если выступаешь без хорошей подготовки, значит говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь (О.Гончар).
  3. Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения (Ж. -Ж. Руссо).
  4. Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет
  5. Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парку. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.
  6. Уголовное наказание заключается в ограничении или лешении осужденного определенных прав.
  7. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то и другое.
  8. Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы.
  9. Все граждане России, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, перед народом, либо не должны работать в этой области.
  10. Лица, умышленно уничтожающие, разрушающие, портящие памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Определите модальность суждений:
  1. Обвиняемый может быть оправдан.
  2. Может быть, завтра немного потеплеет.
  3. Есть основания предполагать, что Н. не был соучастником преступления.
  4. Каждый человек имеет право на гражданство.
  5. В случае пожара звоните 01.
  6. Работать с растворителем лучше в хорошо проветренном помещении.
  7. Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, затем направо.
  8. Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования.
  9. Загрязнение окружающей среды может способствовать возникновению сердечно-сосудистых и легочных заболеваний.
  10. Материя неразрывно связана с движением.
12. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату:
  1. Венера - одна из планет Солнечной системы.
  2. Ни один из тех, кто побывал в Санкт-Петербурге, не мог пройти мимо памятника Петру I.
  3. Среди философов немало женщин.
  4. Некоторые подозреваемые не имеют алиби.
  5. Некоторые преступники являются рецидивистами.
  6. Учение о силлогистике создал Аристотель.
  7. Всякое правило имеет исключения.
  8. Некоторые дети хорошо рисуют.
  9. Ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта.
  10. Все силлогизмы являются умозаключениями.
13. Установите фигуру и модус силлогизма и установите, является ли он правильным:
  1. Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся. Ни один обязательный человек не является эгоистом.
  2. Все солдаты умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не являются солдатами.
  3. У каждого судьи есть честолюбие. Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения. Каждый судья ищет пути для самоутверждения.
  4. Взятка - уголовное преступление. Всякое уголовное преступление - наказуемо. Взятка - наказуема.
  5. Всякое начало трудно. Всякое дело имеет начало. Всякое дело трудно.
  6. Все люди рождены свободными. Я - человек. Я рожден свободным.
  7. Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Я - ребенок.
  8. Все цветы - растения. Мох - растение. Мох - цветок.
  9. Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования. Ни один студент не преступник.
  10. Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу. Этот ребенок не умеет читать.
14. Восстановите до полного силлогизма приведенные ниже энтимемы и установите их правильность:
  1. Все судьи хорошо знают законы, а этот человек - судья.
  2. Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.
  3. Некоторые свидетели дают ложные показания, а он - свидетель.
  4. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а К. - судья.
  5. Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Л. - переводчик.
  6. Все студенты сдают экзамены, а Л. - студент.
  7. Все планеты Солнечной системы вращаются по планетным орбитам. Следовательно, Плутон - планета Солнечной системы.
  8. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
  9. Ни одна рыба не может считаться травоядным животным, потому что ни одна рыба не питается травой.
  10. Всем юристам важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек - юрист

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие требования к спору. | Показатели эффективности


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.