Закон противоречия - два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них ложно. Закон выражает принцип логического мышления - непротиворечивость. Запрет мыслить противоречиво. В законе противоречия просматривается закон тождества. Раз мысль тождественна себе, то две разные мысли не полностью тождественны. Противоречащие мысли не тождественны.
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, одно из которых является отрицанием другого («Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава зеленая» и «Неверно, что трава зеленая»). В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом - это же отрицается. Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными. Не могут быть одновременно истины суждения: трава зеленая и не зеленая, Луна спутник Земли и не спутник Земли.
Противоречие может быть двояко: в широком смысле, как несовпадение мыслей («этот предмет белый» и «этот предмет не белый»); и в узком смысле, как несовпадение противоположностей («этот предмет белый» и «этот предмет черный»). В логике принцип противоречия конкретизирован двумя законами: законом исключенного третьего для широкого противоречия, и для узкого - законом противоречия(противоположности). Принцип противоречия: противоречащие мысли не могут быть одновременно истинными, относится и к широкому противоречию, и к его виду - противоположности. Мысли: «этот предмет белый» и «этот предмет не белый» или «этот предмет белый» и «этот предмет черный» одновременно истинными быть не могут. В этом общность закона противоречия и закона исключенного третьего. Различие: если противоречащие в широком смысле мысли в одно время не могут быть истинными и ложными, то противоположные мысли (противоречащие, но в узком смысле, не истинные одновременно) могут быть одновременно ложными
Закон исключенного третьего устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями - из двух противоречащих высказываний только одно истинно. Этот закон предъявляет более сильные требования к суждениям, требуя не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний, не искать между ними третье. Действие закона не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет.
Закон альтернативен в решении проблем: «следует усилить роль государства в экономике и сохранить либеральный курс» если одно истинно, то другое ложно.
Закон исключенного третьего: каждое высказывание является истинным или ложным.Формула: А или не-А, т.е. истинно высказывание А или истинно его отрицание, высказывание не-А. Смысл закона: Истина либо в высказывании, либо в его отрицании, никакой третьей возможности нет по правилам классической двузначной логики.
Закон противоречия и закон исключенного третьего были известны до Аристотеля. Но он первым дал их формулировки, подчеркнул их важность для понимания мышления и бытия, выразил определенные сомнения в универсальной приложимости второго из них
Аристотель писал: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (все другое, что мы могли бы еще уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это самое достоверное из всех начал». Такова формулировка закона противоречия и предупреждение о необходимости сохранять одну и ту же точку зрения в высказывании и его отрицании. Аристотель полемизирует с сомневающимися в справедливости этого закона: «не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и несуществующим, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит». О законе исключенного третьего: «не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо, что-то одно либо утверждать, либо отрицать».
От Аристотеля идет традиция давать закону противоречия, закону исключенного третьего и другим логическим законам три разные интерпретации.
1) принцип логики об истинности одного из высказываний: из 2 противоречащих высказываний только одно может быть истинно.
2) онтологическое утверждение об устройстве мира, существовании и не существовании объекта: не может быть, чтобы что-то одновременно существовало и не существовало
3) методологическое, о полноте исследования объекта - истина психологии, касающаяся мышления: нельзя размышлять о вещи, чтобы она оказывалась такой и не такой.
В последнем случае учитываются неопределенные переходные ситуации и истинность одного из противоречивых суждений определяется с некоторой степенью правдоподобия.
Различие 3 вариантов. Устройство мира, своеобразие мышления – темы опытного, эмпирического исследования. Получаемые положения - эмпирические истины. Принципы логики иначе связаны с опытом и представляют не эмпирические, а логические истины. Когда речь пойдет об общей природе логических законов и логической необходимости, недопустимость смешения логики, психологии и теории бытия станет яснее.
Аристотель сомневался в приложимости закона исключенного третьего к высказываниям о будущих событиях. В настоящий момент наступление некоторых из них еще не предопределено. Нет причины ни для того, чтобы они произошли, ни для того, чтобы они не случились. «Через сто лет в этот же день будет идти дождь», – это высказывание сейчас ни истинно, ни ложно. Таково же его отрицание. Сейчас нет причины ни для того, чтобы через сто лет пошел дождь, ни для того, чтобы его через сто лет не было. Но закон исключенного третьего утверждает, что или само высказывание, или его отрицание истинно. Значит, заключает Аристотель, этот закон следует ограничить одними высказываниями о прошлом и настоящем и не прилагать его к высказываниям о будущем.
В нашем веке, рассуждения Аристотеля о законе исключенного третьего натолкнули на мысль о возможности принципиально нового направления в логике.
Гегель иронично отзывался о законе противоречия и законе исключенного третьего, говоря: «Дух является зеленым или не является зеленым», и задавал «каверзный» вопрос: какое из этих двух утверждений истинно? Ответ: Ни одно из двух утверждений: «Дух зеленый» и «Дух не зеленый» не является истинным, поскольку оба бессмысленны. Закон исключенного третьего приложим только к осмысленным высказываниям. Только они могут быть истинными или ложными. Бессмысленное не истинно и не ложно.
Гегелевская критика логических законов опиралась на придание им смысла, которого нет, и приписывание им тех функций, к которым они не имеют отношения. Сделанные вскользь критические замечания Гегеля в адрес формальной логики получили широкое хождение. В логике в кон. XIX – нач. XX в. произошла научная революция. Но даже успехи, достигнутые логикой, не смогли искоренить ошибочных представлений о ней, у истоков которых стоял Гегель. Немецкий историк логики X. Шольц писал, что критика Гегеля формальной логики была большим злом, которое и сейчас трудно переоценить.
Этот закон с иронией обыгрывается в литературе. Причина иронии понятна: сказать «Нечто или есть, или его нет», значит, ровным счетом ничего не сказать.
В комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» есть такой диалог:
Г-н Журден. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне хотелось бы, чтобы вы помогли написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.
Учитель философии. Конечно, вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель. Так нельзя: или то, или другое. Мы можем излагать мысли не иначе, как прозой или стихами. Все, что не проза, то стихи, что не стихи, то проза
В сказке Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Белый Рыцарь намерен спеть Алисе «очень красивую песню».
– Когда я ее пою, все рыдают… или…
– Или что? – спросила Алиса, не понимая, почему Рыцарь вдруг остановился.
– Или… не рыдают…
В сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» народный лекарь Богомол заключает после осмотра Буратино:
– Одно из двух: или пациент жив или он умер. Если он жив – он останется жив или не останется жив. Если он мертв – его можно оживить или нельзя оживить.