Для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования программных систем необходимо рассматривать их с различных точек зрения. Все, кто имеет отношение к проекту: конечные пользователи, системные аналитики, руководители проекта, разработчики, тестеры, технические писатели, менеджеры и т.д. - преследуют собственные цели, и каждый смотрит на создаваемую систему по-разному в различные моменты ее жизненного цикла. При этом создаются самые разнообразные артефакты. Системная архитектура является, возможно, наиболее важным артефактом, который используется для управления всевозможными точками зрения и тем самым способствует итеративной и инкрементной разработке системы на всем промежутке ее жизненного цикла. Раз уж мы ввели в использование эти два понятия, давайте дадим их точные определения, на сколько это возможно в таком предмете как программирование. Итак, итеративным (iterative) называется процесс, который предполагает управление потоком исполняемых версий системы. Инкрементный (incremental) процесс подразумевает постоянное развитие системной архитектуры при выпуске новых версий системы, причем каждая следующая версия усовершенствована по сравнению с предыдущей. Процесс, являющийся одновременно итеративным и инкрементным, называется управляемым рисками (risk-driven), так как в при этом в каждой новой версии серьезное внимание уделяется выявлению факторов, представляющих наибольший риск для успешного завершения проекта, и сведению их до минимума.
Теперь вернемся непосредственно к понятию архитектура. Под архитектурой программной системы понимается совокупность решений относительно:
• организации программной системы;
• выбора структурных элементов, составляющих систему и их интерфейсов;
• поведения этих элементов, специфицированного в кооперациях с другими элементами;
• составления из этих структурных и поведенческих элементов все более и более крупных подсистем;
• архитектурного стиля, направляющего и определяющего всю организацию системы: статические и динамические элементы, их интерфейсы, кооперации и способы их объединения.
Архитектура программной системы охватывает не только ее структурные и поведенческие аспекты, но и использование, функциональность, производительность, гибкость, возможности повторного применения, полноту, экономические и технологические ограничения и компромиссы, а также эстетические вопросы.