русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ БД


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2216; Нарушение авторских прав


Концепция предполагает изложение основных положений чего-либо. Описание концепции БД невозможно выполнить без учета хронологии.

1. Инженерные и экономические задачи. Первоначально (начало 60-х г. XXв.) использовалась файловая система хранения. Для ре­шения преимущественно инженерных задач, характеризующихся небольшим количеством данных и значительным объемом вычисле­ний, данные хранились непосредственно в программе. Применялся последовательный способ организации данных, имелась их высокая избыточность, идентичность логической и физической структур и полная зависимость данных.


С появлением экономико-управленческих задач (информацион­ная система руководства — M1S), отличающихся большими объема­ми данных и малой долей вычислений, указанная организация дан­ных оказалась неэффективной. Требовалось упорядочение данных, которое, как выяснилось, возможно было проводить по двум крите­риям: использование (информационные массивы); хранение (базы данных).

 

2. Информационно-поисковые и информационно-советующие сис­темы управления. Следует отметить, что экономические задачи часто связаны с управлением организационными системами. По характеру применения компьютеров такие системы возможно раз­делить на информационно-поисковые (рис.1), получившие также название «традиционные», и информационно-советующие или со­временные (рис.2) системы.

 

Рис. 1. Информационно-поисковая система

 

 

 

Рис. 2. Информационно-советующая система

 

3. Информационные массивы и базы данных. Первоначально в
информационно-поисковых системах применяли информационные
массивы. При этом возникала необходимость хранения избыточной
информации при дефиците компьютерной памяти. Выяснилось так­
же, что алгоритмы задач более подвижны, чем данные для них. При
довольно частом изменении алгоритмов в процессе совершенствования систем управления каждый раз требовалось проводить трудоемкую процедуру создания новых массивов. В этих условиях стало
ясно превосходство баз данных, несмотря на их более сложную структуру по сравнению с системой массивов. В дальнейшем базы данных стали снабжаться программной составляющей, позволяющей
легко реализовать и оперативно изменять алгоритмы приложения.



 

4. Модели данных. Использование файлов для хранения только
данных (рис.3,а) предложено МакГри в 1959 г. Были разработаны методы доступа (в том числе — произвольного) к таким файлам,
при этом физическая и логическая структуры уже различались, а
физическое расположение данных можно было менять без изменения логического представления.

В 1963 г. С. Бахман построил первую промышленную базу дан­ных IDS с сетевой моделью данных, которая все еще характеризова­лась избыточностью данных и ее использованием только для одного приложения.

 

 

Рис. 3. Файловая система (а) и СУБД (б) для хранения данных

 

Доступ к данным осуществлялся с помощью соответ­ствующего программного обеспечения.

 

В 1969 г. сформировалась группа, создавшая набор стандартов CODASYL (КОДАСИЛ) для сетевой модели данных. Фактически начала тогда использоваться (рис.3,6) современная архитектура базы данных. Существенный скачок в развитии технологии баз дан­ных произошел в 1970 г., когда Э. Кодд предложил парадигму реля­ционной модели данных. Под парадигмой понимается научная тео­рия, воплощенная в систему понятий, отражающих существенные черты действительности. Теперь логические структуры могли быть получены из одних и тех же физических данных, т. е. доступ к од­ним и тем же физическим данным мог осуществляться различными приложениями по разным путям. Стало возможным обеспечение целостности и независимости данных.

В конце 70-х годов XX в. появились современные СУБД, обес­печивающие физическую и логическую независимость, безопасность данных, обладающие развитыми языками БД.

В начале 90-х годов реляционные БД получили наиболее широ­кое распространение, особенно при использовании персональных компьютеров. Появились разнообразные СУБД, рассчитанные как на пользователя-профессионала (в программировании), так и на пользователя-непрофессионала, предназначенные для построения и небольших (по объему памяти), и сверхбольших БД, работающие как в локальном, так и в сетевом режимах. При этом базы данных строились как статические (в зарубежной терминологии — опера­ционные, транзакционные, Online Transactional Processing — OLTP).

К середине 90-х годов в базах данных накопилось такое количе­ство информации, что ее стало возможным использовать для анали­тических процедур выработки решений-советов. Появились дина­мические (аналитические) базы данных, называемые за рубежом Online Analytical Processing — OLAP. Их основными составляющи­ми стали электронный архив и хранилище данных (Data Warehouse).

Одновременно выявились недостатки реляционных БД, у кото­рых появились конкуренты в виде объектно-ориентированных баз данных.

Последнее десятилетие характеризуется появлением распределен­ных и объектно-ориентированных баз данных, характеристики ко­торых определяются приложениями средств автоматизации проек­тирования и интеллектуализации БД.

Прежде, чем рассматривать процедуры работы с базой данных, дадим набор характеристик БД и пояснения к нему.

5. Подходы к построению БД. Они базируются на двух подходах к созданию автоматизированной системы управления (АСУ). Пер­вый из них, широко использовавшийся в 80-е годы и потому получивший название классического (традиционного), связан с автомати­зацией документооборота (совокупность документов, движущихся в процессе работы предприятия). Исходными и выходными коорди­натами являлись документы, как это видно из примера 1. Транс­формация входных документов в выходные осуществляется по алго­ритму преобразования.

Пример1. Задача ставится следующим образом. Имеется сис­тема ручных документов, форма одного из которых показана в табл. 1. Необходимо с помощью БД получить — по регламенту или по запросу — информацию в виде другой системы документов, форма одного из которых приведена в табл. 2.2.

Таблица 1

 

Таблица 2


 

 

Использовался следующий тезис. Данные менее подвижны, чем алгоритмы, поэтому следует создать универсальную БД, ко­торую затем можно использовать для любого алгоритма. Однако вскоре выяснилось, что создание универсальной БД проблема­тично. Господствовавшая до недавнего времени концепция ин­теграции данных при резком увеличении их объема оказалась несостоятельной. Более того, стали появляться приложения (на­пример, текстовые, графические редакторы), базирующихся на широко используемых стандартных алгоритмах. Выявились стан­дартные алгоритмы и в управлении (бизнесе), как это следует из примера 2.

Пример 2. Используем компьютер для поддержки процедуры принятия решений менеджера в процедуре принятия специалис­тов на работу (комплектование кадрами исследовательской фир­мы). Часть людей уже работает (в штате фирмы), необходимо про­вести доукомплекацию кадров. На основе анкетных данных о пре­тендентах на вакантные места штатного расписания компьютер, в соответствии с заложенной проектировщиком системой правил, выдает менеджеру решения—советы о должностях, на которые сле­дует принять поступающих. Окончательное решение остается за менеджером.

Если менеджер сомневается в правильности полученного ком­пьютером решения, он может запросить объяснение в виде системы использованных при решении правил.

Если количество рекомендованных к приему превышает число вакансий в штатном расписании, менеджер может скорректировать либо правила (количественную составляющую), либо результаты их работы. Решения менеджера вводятся в компьютер.

Перечисленные процедуры имеют место на каждом из несколь­ких (по умолчанию — из трех) интервалов (циклов) времени.

В завершение компьютер выдает на экран итоговые результаты работы менеджера.

К 90-м годам XX в. сформировался второй, современный подход, связанный с автоматизацией управления. Он предполагает первона­чальное выявление стандартных алгоритмов приложений (алгорит­мов бизнеса в зарубежной терминологии), под которые определя­ются данные, а стало быть, и база данных. Объектно-ориентирован­ное программирование только усилило значимость этого подхода. Состав БД для различных подходов представлен на рис.4.

 

 

 

Рис. 2.4. Схема классического (а) и современного (б) подхода при построении БД

 

 

В работе БД возможны одно- и многопользовательский режи­мы. В последнем случае несколько пользователей подключаются к одному компьютеру через разные порты.

6. Восходящее и нисходящее проектирование БД. Первое приме­няют в распределенных БД при интеграции спроектированных ло­кальных баз данных, которые могут быть выполнены с использова­нием различных моделей данных. Более характерным для централи­зованных БД является нисходящее проектирование.

В последующих лекциях первоначально будет рассмотрен клас­сический подход для централизованных БД, а затем — современ­ный. Распределенным БД посвящены заключительные лекции.

Работа с базами данных может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис.5. Из нее видно, что следует выделять мето­дологию создания, методологию использования и методологию функционирования БД.

 

 

 

Рис. 5. Этапы создания (Cl, C2) и использования (И1— ИЗ) БД

 

Методология БД определяется в процедуре про­ектирования, но проявляется и в процедуре использования.

7. Хранилище данных — предметно-ориентированный, интегри­рованный, привязанный ко времени и неизменный набор данных, предназначенный для поддержки принятия решений. В со­ответствии с определением хранилище данных ориентировано не на алгоритм приложения, как (операционная) БД, а на предметную область.

Интегрированность определяется тем фактом, что источниками данных могут быть несколько БД, которые могут иметь разные фор­маты данных и степень заполнения БД. Эти данные должны быть приведены к «стандарту», используемому в ХД.

Привязка ко времени означает, что исходные данные характери­зуют какой-то интервал времени, при этом время присутствует в БД явно. В силу этого вновь поступающие данные не изменяют пре­жние данные в ХД, а дополняют их.

Рассмотрим методологические аспекты БД и ХД.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАЗАМ ДАННЫХ | МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.067 сек.