1. Определение СУБД. Структура простейшей базы данных, объекты БД и их основные характеристики.
2. Режимы работы с базой данных.
3. Создание БД на примере приложения Microsoft Access. Создание таблиц в Microsoft Access: методы создания, ключевые поля, отношения между таблицами. Свойства полей и типы данных, способы создания.
4. Запросы как объекты БД, методы создания, виды запросов и их использование.
5. Формы и отчеты как объекты БД, методы создания, виды и использование.
База данных – это интегрированная совокупность структурированных и взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных. Обычно база данных создается для предметной области.
Предметная область – это часть реального мира, подлежащая изучению с целью создания базы данных для автоматизации процесса управления. Наборы принципов, которые определяют организацию логической структуры хранения данных в базе, называются моделями данных.
Если в БД нет никаких данных ( пустая база), то это все равно полноценная БД, т.к. она содержит информацию о структуре базы.
Структура базыопределяет методы занесения данных и хранения их в базе. БД могут содержать различные объекты. Основными объектами БД являются таблицы. Простейшая база данных имеет хотя бы одну таблицу. Структура простейшей базы данных тождественно равна структуре ее таблицы.
Структуру двумерной таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в структуре простейшей базы данных являются поляи записи.
Если записей в таблице нет, то ее структура образована набором полей. Изменив состав полей базовой таблицы (или их свойства), тем самым изменяем структуру данных, и, соответственно, получаем новую базу данных.
Объекты базы данных
БД может содержать разные типы объектов. Каждая СУБД может реализовывать свои типы объектов.
Таблицы- основные объекты любой БД, в которых хранятся все данные, имеющиеся в базе, и хранится сама структура базы (поля, их типы и свойства).
Отчеты- предназначены для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на печатающее устройство (принтер). В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц, время создания отчета и другое).
Страницыили страницы доступа к данным - специальные объекты БД, выполненные в коде HTML , размещаемые на web -странице и передаваемые клиенту вместе с ней. Сам по себе объект не является БД, посетитель может с ее помощью просматривать записи базы в полях страницы доступа. Т.о., страницы - интерфейс между клиентом, сервером и базой данных, размещенным на сервере.
Макросы и модули- предназначены для автоматизации повторяющихся операций при работе с системой управления БД, так и для создания новых функций путем программирования. Макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД и являются одним из средств автоматизации работы с базой. Модули создаются средствами внешнего языка программирования. Это одно из средств, с помощью которых разработчик БД может заложить в нее нестандартные функциональные возможности, удовлетворить специфические требования заказчика, повысить быстродействие системы управления, уровень ее защищенности.
Запросы- служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С их помощью выполняют отбор данных, их сортировку и фильтрацию. Можно выполнить преобразование данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое заполнение таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.
Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу ( моментальный снимок ) - образ отобранных из базовых таблиц полей и записей. Работа с образом происходит быстрее и эффективнее, нежели с таблицами, хранящимися на жестком диске.
Обновление БД тоже можно осуществить посредством запроса. В базовые таблицы все данные вносятся в порядке поступления, т.е. они не упорядочены. Но по соответствующему запросу можно получить отсортированные и отфильтрованные нужным образом данные.
Формы- средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля. В них можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Пример, заполнение определенных полей бланка. При выводе данных с помощью форм можно применять специальные средства их оформления.
Существуют 4 основные модели данных:
· списки (плоские таблицы), (в течение многих лет преимущественно использовались плоские таблицы (плоские БД) типа списков в Excel)
· реляционные базы данных, (Вообще реляционная база данных представляет собой таблицу, в которой в качестве столбцов выступают названия хранимых в ней данных. Причем в каждом столбце может быть только один, свой тип данных, а каждая строка хранит эти самые данные. Между таблицами существуют различные связи.)
· иерархические (Чтобы понять иерархическую модель СУБД, попробуй представить себе дерево (представляет собой структуру данных) со всеми его ветками и выросшими от него другими деревьями. Причем к каждому листочку (сегменту структуры) можно добраться только по одному определенному пути, который начинается от корней (корневого сегмента). Для этой модели существуют некоторые базовые правила. Никакая запись-потомок не может существовать без записи-предка. Согласись, ветка, висящая в воздухе без дерева, - это бред! И ветка не может расти от двух деревьев сразу, то есть запись-потомок может иметь только одного предка))
·сетевые структуры (Отличие таких СУБД от разработанных с помощью иерархического подхода кроется в особенностях сетевой структуры данных: потомок может иметь больше одного предка.)