Смета активов, пассивов и прогнозирования финансового состояния организации
Смета движения денежных средств
Включает в себя ожидаемый приход и расход денежных средств в течении дня, недели, месяца или более длительного периода.
Приход классифицируется по источнику поступления денежных средств, а расход по направлению использования. Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с ним суммой денежных средств, которая постоянно должна поддерживаться.
Минимальная сумма денежных средств представляет собой буфер, который позволяет спасти положение при ошибках и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течении периодов высокой деловой активности, нежели во время спада. Взаимосвязь денежных средств с другими сметами может быть продемонстрирована на следующем примере:
Данные по смете продаж, различным сметам производственных и текущих расходов, а так же по смете капительных затрат отражаются на смете денежных средств.
Во внимание также нужно принять выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств, другие проекты, требующие денежных средств.
Наиболее часто применяются следующие методы финансового прогнозирования:
1. Бюджетный
2. % от продаж
Бюджетный - основан на концепции денежного потока и сводится к расчету финансовой части бизнес-плана.
% от продаж -наиболее простой. Даются 3 основные положения
1)Переменные затраты, текущие активы, текущие обязательства. При наращивании объема продаж на определенное количество % увеличиваются на столько же %. Это означает то, что текущие активы и пассивы будут составлять в плановом периоде такой же % от выручки.
2)Процент увеличения себестоимости основных средств рассчитывается так:
а)под заданный процент наращивания оборотов в соответствии с технологическими условиями
б)с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода программирования
в)с учетом степени материального и морального износа средств производства
3) Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными, нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой реализованной продукции.
1. Анализ сметы объема продаж
Смета объема продаж включает себя количество продаваемой продукции и цену реализации единицы продукции, следовательно при исполнении смет особое внимание обращают на эти факты.
На недовыполнение продаж в натуральном выражении влияют следующие факторы:
· Изменение спроса на продукцию
· Недовыполнение плана объема производства
На цену реализации могли оказать влияние:
· Изменение спроса на продукцию
· Количество продукции
· Использование рекламы
Необходимо изучить фактические рынки реализации и сложившуюся цену реализации на этих рынках.
2. Анализ сметы производства
Эту смету необходимо сопоставить со сметой объема продаж.
Невыполнение сметы производства может быть вызвано следующими факторами:
· Снижение спроса на продукцию
· Если спрос на продукцию не снижался, то это может быть вызвано технико-организационными предприятиями.
3. Анализ сметы прямых материальных затрат
На отклонение прямых материальных затрат оказывает влияние количество израсходованных материалов и цена единицы материала.
Вначале необходимо сравнить запланированную величину материальных затрат с фактическим расходом. Перерасход материалов может быть вызван дополнительным ростом объема производства, повышением цены за единицу материалов. Если объем производства не повышался, то необходимо проанализировать сложившиеся цены на материалы. Увеличение материальных затрат может быть вызвано их ростом на конец периода в связи с их повышением плана производства на новый год.
4. Анализ сметы расходов на оплату труда
Отклонения от выполнения сметы может быть вызвано за счет изменения количества рабочих или оплаты одного человеко-часа.
Целесообразность изменения оплаты можно определять выходом количества произведенной продукции на 1 руб. заработной платы.
5. Анализ сметы накладных расходов
Особое внимание уделяется перерасходу по отдельным статьям, определяются причины и намечаются пути накладных расходов.
6. Анализ сметы себестоимости производимой продукции
Смета себестоимости продукции складывается из смет прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и накладных расходов.
Необходимо проанализировать изменения в незавершенном производстве и запасах готовой продукции.
7. Анализ сметы текущих расходов
Эта смета отражает ожидаемые расходы по реализации, общие и административные расходы. Главное в анализе - определить оптимальную их величину.
8. Анализ сметы продаж и услуг
Составляется на основе сметы продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов.
Особое внимание при анализе необходимо уделить операционным и внереализационным доходам и расходам.