Специфика экономических систем (факторы поведения и ментальные модели индивида, формальные и неформальные институты) и особенности их исследования
Экономическая система
1. Часть системы более высокого порядка социально-экономической. Это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
2. В экономико-математической литературе термином “Экономическая система” часто обозначают абстрактную конструкцию, упрощенно отражающую основные черты реальной экономической системы, т.е. ее
модель.
3. Экономической системой называют часто любой частный экономический объект, подчеркивая его сложный системный характер. В этом смысле говорят о фирме, предприятии, регионе как экономической системе.
Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
- социально-экономические отношения;
- организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
- хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников;
- экономические связи между предприятиями и организациями.
Важную роль в системном анализе в экономике имеет учет поведения и мотивов участвующих субъектов (людей).
Систему факторов, определяющих поведение человека, можно представить следующим образом:
- общественная и естественная среда (производства, социальные отношения, система воспитания, культура, природные условия и т.д.);
- потребности (материальные и духовные);
- осознание потребностей в форме интереса, желаний, стремлений, целей и т.д.;
- мотивация к действию;
- решения действовать, включая цели и пути их достижения;
- установка (внутренняя мобилизация, готовность к практическому действию);
- само действия, направленное на достижение цели и удовлетворение потребностей.
Комплекс всех этих факторов поведения человека, их взаимосвязи необходимое условие эффективного управления социальным развитием. Каждый человек видит мир через свою «замочную скважину», которая и есть ментальная модель. У всех людей свои «замочные скважины» и своя картина мира.
Ментальной моделью в психологии называют трудно формализуемую совокупность эмпирических знаний, которая формируется в сознании человека при взаимодействии с объектом. Проще говоря, это то, как мы представляем себе некий предмет
У лидеров и нелидеров ментальные модели разные. Обмен мнениями с начальником: зашел в кабинет начальника со своим
именем, а вышел с мнением начальника. Любая модель всего лишь изображает реальный объект, подчеркивая те его свойства, которые важны в данный момент.
Определение. Социальный институт – социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества.
Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. (В управлении это приказы, нормативы, перечень прав и обязанностей (например, права и обязанности студента во время экзаменационных сессий) и пр.).
Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные.
Определение. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер.
Примеры: формальные институты: суды, надзорные и контрольные организации, инспекции и комиссии и пр.
Воздействия в виде: штрафы, неустойки, пени, административные и уголовные наказания и пр.
Определение. Неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.
Примеры: клиентура фирмы, покупатели торговой сети, общественные и саморегулируемые организации, партии и движения и пр.
К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).
Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются
Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями.
Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как
незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).
Очевидно, что в настоящее время для эффективного функционирования общества одних неформальных институтов недостаточно. Социальные и экономические отношения сегодня становятся все менее и менее персонифицированными. Все чаще люди взаимодействуют с «чужаками», и эти отношения уже не столь прочны и безальтернативны, как прежде, когда круг деловых партнеров был узок. Из-за анонимности отношений оказываются малоэффективными стратегии, подразумевающие разрыв каких-либо контактов с нарушителями обязательств. Чем более развито общество, чем более оно урбанистично, тем менее эффективны неформальные институты. Кроме того, чем оно шире, тем меньше шансов, что правила, лежащие в основе неформальных институтов, будут одинаково трактоваться всеми участниками взаимодействия, что также может приводить к
неэффективности.
Определение. Модель (фр. modèle, от лат. modulus – «мера, аналог, образец»)– это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений, далее систем.
Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальной системе элементов, свойств и закономерностей. Применяют для нужд познания (созерцания, анализа и синтеза).