Лекция 2. Подходы к анализу поведения в организации
Вопрос 1. Подходы к анализу поведения в организации. Вопрос 2. Методы исследования поведения в организации. Вопрос 3. Показатели анализа и оценки поведения в организации.
ГЛАВНАЯ Конспект лекций по Поведению в организации
Современные представления о поведении в организации базируются на различных подходах, выработанных за всю историю развития данной науки. Понимание ведущей роли "человеческого фактора" в производстве, возникшее благодаря эволюции науки о поведении, способствовало более широкому применению достижений личностной и социальной психологии, социологии в практике управления.
С начала ХХ века был выработан ряд подходов к анализу поведения в организации, которые до настоящего времени не утратили своей актуальности. Более того, комплексное применение различных подходов в анализе практических проблем позволяет получить более полную и достоверную информацию для принятия управленческих решений. Рассмотрим наиболее общие особенности данных подходов.
Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории, выдвинутой З. Фрейдом, структура личности состоит из нескольких компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно является источником психической энергии и стремится к удовлетворению первичных потребностей. Сверх-Я представляет усвоенные личностью социальные и этические нормы и рамки поведения. Я - ядро личности, которое находится между конфликтующими Оно и Сверх-Я. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, проявляющейся в конечном итоге в поведении. Я вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия казанного конфликта. Согласно З. Фрейда, это:
сублимация - переключение инстинктивной энергии Оно на процесс творчество, а также любые проявления, вызывающие разрядку напряжения в приемлемой для общества форме.
вытеснение - сглаживание внутреннего конфликта, путем забывания истинного, но неприемлемого в обществе мотива поведения;
проекция - бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;
идентификация - отождествление себя с другим человеком, перенос на него желаемых чувств и качеств;
рационализация - использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;
регрессия - возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности.
Представления З.Фрейда и его последователей могут быть с успехом применены для анализа и объяснения различных форм индивидуального поведения.
Гештальт-психологический подход. Представители этого направления М. Вертгеймер, В Келер, К. Кофка в 1910-1930 гг. ввели в оборот понятия "гештальт" (форма, структура) - целостные, несводимые к сумме частей системные структуры сознания, и "инсайт" - внезапное понимание сути вещей, озарение. Для человека существует два мира: мир физический, лежащий за пределами переживаний, и мир переживаний. Мир переживаний также рассматривается как физиологическая реальность (биохимические процессы в мозге отражают воздействия реального мира) и как психическая реальность. Обе реальности связаны отношениями взаимно-однозначного соответствия. Сознание - это динамическое целое, поле, где единицы анализа - гештальты. Решение, принимаемое человеком, является образования гештальтов в "здесь и сейчас" складывающемся психологическом поле. Представитель этого направления К. Левин известен своей классификацией стилей управления и теорией поля, когда поведение рассматривается по аналогии с физическим полем и объясняется взаимодействием разнонаправленных динамических параметров личностных качеств и ситуации.
Бихевиористский подход. Согласно бихевиоризма (поведенческой психологии), возникшей также в начале ХХ века, психика сводится к различным формам поведения, являющихся ответной реакцией организма на воздействие внешней среды. Ключевые понятия бихевиоризма - "стимул" (раздражитель из внешней среды), "реакция" - ответ организма на раздражение и "связь" (ассоциация между стимулом и реакцией). Представители данного направления (Б. Скиннер, Э. Толмен, Н. Миллер и др.) в качестве особого направления исследований рассматривали процесс научения (learning). Посредством механизма научения приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения личности. В рамках бихевиоризма сформулированы принципы, факторы, закономерности, различные механизмы научения.
Когнитивистский подход. Сущность подхода заключается в попытке объяснить поведение при помощи преимущественно процессов восприятия и познания. Связь между процессом познания (cognition) и поведением объясняется следующим образом. Восприятие, впечатления индивида о мире своеобразно им интерпретируются, в результате чего образуются различные верования, ожидания, интересы, установки, которые и являются регуляторами поведения. Первым шагом к регуляции поведения является отнесение воспринимаемого объекта к какому-либо классу явлений (категоризация). Процесс категоризации предполагает избирательность при отнесении к той или иной категории. По мнению когнитивистов, человек может сознательно влиять на этот процесс. Основными процессами, рассматриваемыми в когнитивистской психологии, являются:
перцепция (perception) - восприятие органами чувств;
аттракция (attraction) - возникновение привлекательности при восприятии;
формирование и изменение аттитьюдов (attitude) - установок, отношений;
когнитивный диссонанс.
Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 году Л. Фестингером, заключается в следующем:
При восприятии объектов между когнитивными элементами может возникнуть несогласованность (диссонанс);
Существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его;
Поведение и восприятие человека стремится к уменьшению диссонанса.
При этом указанные процессы протекают у различных людей индивидуально, так у них имеется различный опыт и возникают различные установки.
Гуманистический подход. Общие принципы гуманистической психологии сформулированы А. Маслоу:
личность уникальна, неповторима, системна;
исследования животных непригодны для понимания человека;
человек изначально добр или нейтрален, а агрессия проявляется под воздействием внешней среды;
человек креативен, стремится к саморазвитию, анализ устремлений не менее важен, чем анализ прошлого человека;
любое воздействие на личность должно быть непрямым, косвенным.
Применение достижений гуманистической психологии в практике управления связывают со "школой человеческих отношений", в которой применение мягких, недирективных методов воздействия порой дает больший результат, чем традиционные организационно-экономические регуляторы поведения.
Экономико-психологический подход. Ключевая категория данного подхода - "экономический человек". Классическая модель экономического человека предполагает его независимость от других от других действующих на конкурентном рынке субъектов; рациональность решений; обладание полнотой информации о ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности; стремление к максимизации своей выгоды. В современных концепциях в качестве выгоды выступают не только экономические вознаграждения, но и социальные - статус, власть, признание и т.д. Данный подход был применен Д. Тибо и Г. Келли в анализе группового взаимодействия. Используя методы теории игр, исследователи доказали, что стороны группового взаимодействия, стремясь к индивидуальному выигрышу и не сотрудничая, получают гораздо меньше, чем если бы доверяли друг другу и стремились к взаимной выгоде.
Кроме рассмотренных выше подходов, в анализе организационного поведения используются общие подходы, характерные практически для всех управленческих дисциплин. Это системный, программно-целевой, ситуационный подходы.
Особого рассмотрения заслуживает ситуационный подход. В управлении поведением в силу сложности и многоаспектности объекта нет и не может быть единственно верного подхода решению проблем. Выбор методов как исследования, так управления будет зависеть в первую очередь от конкретной ситуации, исходя из ее специфических особенностей. Это требует от руководителя высокой степени гибкости, а также соответствующих знаний, навыков и умений. И в первую очередь руководитель должен уметь выбрать адекватные ситуации методы управления.