Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур
1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку, обязательного его согласия и предрасположенности.
2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.
3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.
4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их за отдельные парты.
5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине
6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Вопросы:
1. Перечислите основные принципы диагностирования педагогических явлений.
2. Назовите уровни педагогической диагностики.
3. Как взаимосвязаны уровни диагностического исследования?
4. Для чего нужны организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур.
5. Перечислите организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур.
ОСНОВНАЯ
1. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – Москва, 2003. – 238 с. – 6 экз.
2. Психологическая диагностика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии /М. К.Акимова и др.; под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006. – 650 с. – Допущено УМО. – 20 экз.
3. Романова, Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е С. Романова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. – Допущено УМО. – 4 экз.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Батаршев, А. В.Диагностика способности к общению: учеб. пособие / А. В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 175 с.
2. Борытко Н. М.Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Соц. педагогика"; "Педагогика" /Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – Рекомендовано УМО.
3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006.ю – 349 с. – Допущено УМО.
Граф– это множество вершин и соединяющих их ребер.
В ориентированном графе ребра имеют направление и называются дугами. Если есть дуга v1 –> v2 (от вершины v1 к вершине v2), то вершина v1 называется предшественником вершины v2, а вершина v2 – преемником вершины v1.
Вершины, соединенные ребром или дугой, называют смежными. Ребра (дуги), имеющие общую вершину, также называют смежными. Например, на рис. 8.1.а вершина 1 смежна с вершинами 0, 2, 3, 4, на рис. 8.1.в вершина 4 смежна с 0, 2, 3.
Ребро (дуга) и любая из его двух вершин называются инцидентными. Степень вершины – это количество инцидентных ей ребер (дуг). Например, на рис. 8.1.б вершина 0 имеет степень 2, вершина 1 – степень 3, а вершина 4 – степень 0. На рис. 8.1.в вершина 0 имеет степень 2, вершина 2 – степень 4.
Степень графа – это максимальная степень его вершин. Граф на рис. 8.1.а имеет степень 4.
Ребро (дуга), соединяющее вершину с ней самой, называют петлей.
Путь – это последовательность вершин, в которой каждая вершина соединена ребром или дугой со следующей вершиной. Длина пути равна количеству его ребер (дуг). Например, в графе на рис. 8.1.а между вершинами 0 и 3 есть три пути:
0 – 1 – 3 (длина 2),
0 – 1 – 4 – 3 (длина 3),
0 – 5 – 3 (длина 2).
Замкнутый путь, в котором все ребра (дуги) различны, называют циклом. На рис. 8.1.а три цикла:
0 – 1 – 3 – 5 – 0 ,
0 – 1 – 4 – 3 – 5 – 0 ,
1 – 3 – 4 – 1 .
У взвешенного графа каждое ребро (дуга) имеет вес – числовую или символьную характеристику. У размеченного графа каждой вершине соответствует некоторая информация – метка.
Примеры графов:
1. Схема алгоритма – размеченный орграф, где вершинами являются блоки алгоритма, а дугами – линии передачи управления.
2. Система дорог – взвешенный размеченный граф, где вершины – города, а ребра – дороги между городами. Вес ребра – длина дороги, метка вершины – название города. Если дороги односторонние, то граф – ориентированный.
Графы можно использовать в различных областях для описания строения разнообразных систем. Вершинами графа могут быть объекты произвольгой природы, а дугами или ребрами – различные типы связей между ними: математические, физические, общественные, экономические и т.п.