При создании системы арбитражных судов сразу же возникла проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Под подведомственностью понимают круг дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа. Основным критерием подведомственности в арбитражном судопроизводстве принято считать субъектный состав участников спора (юридические лица и граждане, имеющие статус индивидуального частного предпринимателя). Однако, использование этого критерия не устраняет все практические проблемы, связанные с разграничением подведомственности, так как если хотя бы одно из лиц, участвующих в процессе в качестве стороны или третьего лица является гражданином, не имеющим статус индивидуального частного предпринимателя, дело автоматически передается в суд общей юрисдикции. Например, если по делу третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, выступает просто гражданин, а непосредственно спор идет юридическими лицами, дело передается в суд общей юрисдикции, который и без того чрезвычайно перегружен, вместо арбитражного суда, который более приспособлен для решения экономических споров между участниками предпринимательской деятельности, более комфортен для них, менее загружен. Поэтому критерии разграничения подведомственности еще нуждаются в дополнительной конкретизации.
Для возбуждения дела в суде первой инстанции лицо, право которого нарушено, падает в суд исковое заявление в письменном виде. В нем излагаются требования истца в соответствии со ссылкой на законы и другие нормативно-правовые акты; обстоятельства, на которых основаны исковые требования; доказательства, подтверждающие основания исковых требований. При этом если стороны, впоследствии, желают пользоваться услугами представителя они должны оформить на его имя доверенность, в которой четко оговариваются полномочия, которые ему представляются. Исковое заявление подается в суд, копия иска – ответчику. К исковому заявлению представляется документ об оплате государственной пошлины. Если предприятие, пострадавшее от недобросовестности своих контрагентов, не имеет средств на оплату государственной пошлины, оно прилагает ходатайство об освобождении (отсрочке, рассрочке) уплаты пошлины с документами, подтверждающими отсутствие денежных средств (справка налоговой службы о количестве банковских счетов; справка из каждого банка о состоянии счета). По результатам рассмотрения ходатайства суд принимает решение об освобождении (рассрочке, отсрочке), уплаты государственной пошлины, так как недостаток средств не может служить причиной отказа от защиты нарушенных интересов. После принятия искового заявления судья определяет время слушания дела в суде. Непосредственное разбирательство происходит в форме судебного заседания, на котором истец должен представить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а ответчик признать или опровергнуть заявленные требования. Общий срок рассмотрения арбитражных дел – два месяца со дня поступления искового заявления в суд.