Ответственность продавца и покупателя наступает за нарушение существенных условий договора купли-продажи, предусмотренных законом или договором. Ответственность продавца наступает при передаче покупателю товара, обремененного правами третьих лиц. Отрицательные последствия могут наступить для продавца при передаче товара без принадлежностей или документов, при нарушении условий договора о количестве, ассортименте, упаковке, таре, некомплектности товара; передаче товара ненадлежащего качества. Гарантия качества – дополнительное обязательство продавца, основанное на презумпции виновности продавца. Он может быть освобожден от ответственности по обязательству гарантии качества, если докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром, его хранения, действия непреодолимых сил, третьих лиц.
При передаче товара ненадлежащего качества покупатель вправе требовать по выбору:
- соразмерного уменьшения цены;
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- возмещение собственных расходов по устранению недостатков товара.
В случае существенных нарушений покупатель вправе по своему усмотрению:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Ответственность наступает и за передачу некомплектного товара, которая устанавливается условиями договора или обычаями делового оборота. При этом необходимо помнить, что ответственность продавца за нарушение договора купли-продажи наступает лишь тогда, когда покупатель выполнил свою обязанность в установленный (либо разумный срок) известить продавца о нарушении им условий договора. В противном случае, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что невыполнение обязанности покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца расходы, несоизмеримые с теми, которые он понес бы, если бы покупатель своевременно известил его о нарушении договора. Всегда необходимо помнить о взаимосвязи прав и обязанностей в любом договоре и о том, что пренебрежение интересами партнера может повлечь убытки в собственной хозяйственной деятельности, т.к. деловая репутация – своеобразный «товар», который может приносить прибыль.