Мы уже употребили слово «необходимое» в отношении положений ! (c. 34). Но там мы дали это слово курсивом, скорее как метафору. Конечно, любой Оренбург и любой Вильнюс, если они вдруг начнут вести себя не по правилам (требовать за транзитные услуги непомерно много), можно объехать, пусть и сделав бо'льший крюк. Но физическая география создает порой ситуации поистине необходимые: когда в протяженном барьере (или в двух последовательно выстроившихся барьерах) есть лишь одна узкая щёлка. Как в диафрагме фотоаппарата: непроницаемая для света разделительная пластина и узкое отверстие, впускающее лучи в камеру. В этом отверстии лучи неизбежно фокусируются. Так неизбежно фокусируются пространственные связи в городах, занявших ключевые (фокусные) позиции против узких межбарьерных проходов.
ПРИМЕР 31 (Глаз Востока: Дамаск)
В те годы не знали еще диафрагмы и законов оптики, но именно оптический образ использовал римский император Юлиан, назвав глазом Востока этот город, вставший у «пролома» между Антиливаном и Хермоном (иначе — г. Эш-Шейх). К сожалению, на школьных картах это межгорное понижение видно плохо, и этот пример ученикам придется принять от вас на веру. В глазе Дамаска собираются лучи торговых связей, инноваций, образа жизни, идей, идущие от Средиземного моря и долины Бекаа* на восток и идущие из Месопотамии—Ирака через пустыню к Средиземному морю.
Поэтому всему миру издревле известны дамасская сталь и ткань дамассе (хотя вовсе не факт, что именно в Дамаске они были изобретены). Поэтому Дамаск стал отправным пунктом для многих деятелей всемирной известности: великий античный архитектор и инженер-строитель Аполлодор из Дамаска, апостол Павел (его преображение из мытаря Савла в христианина произошло на центральной улице старого Дамаска), великий богослов Иоанн Дамаскин. Несколько известных в арабском мире поэтов, философов, историков носят прозвища ад-Димашки, т.е. Дамасский. Дамаск был столицей одного из огромных интернациональных государств (Дамасский халифат Омейядов). По образцу минаретов дамасской мечети Омейядов возведены такие всемирно известные постройки, как колокольня Сан-Марко в Венеции и башня Хиральда в Севилье. Лучи связей, фокусируемых Антиливаном и Хермоном, разносили имена и образцы Дамаска по всей христианско-мусульманской ойкумене. Дамаск претендует на звание самого древнего из ныне существующих городов мира.
Такое положение более всего похоже на рассмотренное в примере 7 в лекции 1: контролер на входе. В такой роли — взимателя мзды за право транзита через контролируемую исключительную точку земной поверхности — начинали свою биографию многие города. Но эта роль тут же обрастала и другими: охрана транспортных потоков, предоставление инфраструктуры (караван-сараи, постоялые дворы, отели, склады, логистические платформы...), посредничество, ростовщичество (кредитование), «попутная» переработка перевозимых грузов, ремонт и сооружение транспортных средств...
ПРИМЕР 32 (В альпийско-юрской диафрагме: Женева)
Женева, утвердившаяся у прохода между Альпами и Юрой — древний (известна с I века н.э.) интернациональный посреднический и финансовый город.
Межместные связи, сходясь здесь, как в горловину песочных часов, сводили сюда международные конференции, капиталы, общение, конфликты.
ПРИМЕР 33 (Юрско-вогезско-шварцвальдская диафрагма: сторож Бельфор, посредник Базель и транспортник Монбельяр)
Северная оконечность Юры, где горная цепь смыкается и с Шварцвальдом, и с Вогезами, образует поучительный пример реализации диафрагмового географического положения в разных проявлениях. Щель Юра—Шварцвальд контролируется посредническим Базелем. Само имя его — от лат. Basilia (Царское [место]) — указывает на исключительность географического положения. Проход между Юрой и Вогезами, красноречиво именуемый Бургундскими Воротами, породил два ярких города:Бельфор(Прекрасная крепость) — знаменитая и мощная крепость, призванная запереть, закрыть вход во Францию с востока, и Монбельяр, родина автоконцерна «Пежо», который на рубеже XIX—XX вв. начал обслуживать, стимулироватьпространственные связи. В конце ХХ в. к специализации Монбельяра добавилось еще производство скоростных поездов TGV, этих символов пространственных взаимодействий новой Европы.
Развитие, причем раннее развитие, транспортного машиностроения вообще характерно для точек в ключевых (в частности, диафрагмовых) географических положениях.
ПРИМЕР 34 (Меж Великими озерами: Детройт)
Генри Форд построил свой первый автомобиль и заложил основы своего бизнеса в Детройте — в узком проходе между преградами (для сухопутных путей), образуемыми Гуроном (на севере) и Эри (на юге). Имя Детройт происходит от французского detroit — пролив, по положению на проливе, соединяющем Эри с небольшим озером Сент-Клэр. Но это и «пролив» для жгута сухопутных связей вдоль северного берега реки Св. Лаврентия на юго-запад, что ищут прохода в узкой сухопутной «паузе» между Эри и Гуроном. Тут то их и поджидает Детройт.
ПРИМЕР 35 (Меж Балатоном и его «дочкой»: Секешфехервар)
В межозерной «паузе» между протяженным барьером Балатона и оз. Веленцеи-То вырос Секешфехервар** (Столичный белый замок) — древняя столица Венгрии. В социалистические годы на необходимо сходящихся здесь транспортных путях вырос знаменитый СЭВовский автобусный завод, чьи «Икарусы», хоть и порядком потрепанные и коптящие, все же еще бегают по нашим дорогам.
Положение в месте необходимой фокусировки пространственных связей ведет к концентрации в этих точках капитала и разнопланового опыта — условий для накопления культурных сокровищ.
В том месте, где Дунай начинает прорываться через «паузу» Альпы—Карпаты, стоит Вена; где Лаба, сделавшись Эльбой, выходит из теснины между Рудными горами и западными отрогами Судет, — Дрезден.
Древняя Вена, упоминаемая как римская Виндобона в I в. н.э., а до того существовавшая как город кельтов. Старинный Дрезден, бывший в I тысячелетии еще славянской «Дроздовкой». Вена, чье имя пучками сфокусированных здесь связей разнесено по миру в форме венскихкафе, венских стульев, венских вальсов, венских шницелей. Город Венского конгресса, делившего мир после внушавшего трепет Наполеона. Город прославленной Венской оперы и МАГАТЭ. Дрезден, едва ли не самый красивый и стильный город Германии, прославленный своей картинной галереей и находящейся в ней «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Город, который «скопил» в своей диафрагме «Дрезднер Банк», длительное время бывший крупнейшим финансовым концерном Германии.
ПРИМЕР 36’ (Братислава)
По аналогии с примерами 25’ и 26’: альпийско-карпатский проход широк; и если Вена начинает его собою, то завершить его ей помогает Братислава (дунайский Орск или Бирмингем), венгерская, а ныне словацкая столица.
Пока в роли барьеров нами рассматривались крупные горные гряды и крупные озёра. Но даже и небольшие возвышения и ложбины могут создавать диафрагмовые конфигурации. Вспомним задание 5 из лекции 2: один раз залезть на крутой холм назло географии можно. Но повторять это многократно — вряд ли. Каждый килограмм-метр, поднимаемый против гравитации Земли, оборачивается лишними граммами овса или более ранней гибелью лошади, лишними миллилитрами бензина и износом покрышек. Умноженные же на миллионы эти поклаже-высо'ты заставляют человечество в целом избирать пути, наименее конфликтующие с g.