Планирование можно рассматривать с одной стороны как процесс обработки информации с целью упрощения выбора и принятия наилучшего планового решения, а с другой как процесс разработки плана или плановых документов с их последующей корректировкой.
Методы планирования представляют собой совокупность способов и приёмов с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. Основными методами планирования являются: нормативный, программно-целевой, балансовый и графический.
Нормативный метод основан на определении и использовании в процессе планирования системы норм и нормативов.
Норма – это научно обоснованная мера затрат ресурса на изготовление единицы продукции в конкретных производственно-технических условиях.
Нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса.
Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки плановых документов, называется нормативной базой.
Сам по себе нормативный метод самый лёгкий и простой в применении из всех остальных методов планирования. Так, например, если норма времени на изготовление изделия – 10 часов (), а годовой объем производства – 200 шт. (), то трудоёмкость составит часов. При использовании для изготовления изделий одних и тех же технологий величина нормы остаётся постоянной.
Основная сложность при применении нормативного метода заключается в определении величины нормы. Существуют следующие основные методы разработки норм и нормативов:
1. научного обоснования;
2. аналитически-расчетный;
3. аналитически-исследовательский;
4. опытный;
5. отчетно-статистический.
Метод научного обоснования позволяет находить оптимальное значение нормы с учетом действия технических, экономических, социальных и других факторов, оказывающих влияние на ее величину.
Пример. Магазин закупает хлеб на хлебозаводе по цене 10 рублей за батон, а продает по 11 руб. Если хлеб не будет реализован в день завоза, то на следующий день его продают по 8 рублей за батон (с одой стороны это связано с ухудшением качества продукции, а с другой стороны, присутствует определённый элемент рекламы). Необходимо определить ежедневную норму завоза хлеба, обеспечивающую максимум прибыли. Данные об объемах реализации хлеба в течение прошлой недели представлены в таблице 18.