Декор в костюме - это художественная система, совокупность украшающих его элементов. Он уместен в оформлении одежды, обуви, аксессуаров. Его цель - усиление эстетических качеств одежды. К наиболее распространенным элементам декорирования в костюме относятся:
- отделка тканью (рюши, воланы, защипы и т.д.);
- декоративные и конструктивные линии (отделочные строчки, строчки рельефов и т.д.);
- другие виды отделок (вышивка, кружева, бисер и т.д.);
- фурнитура;
- фактура и орнамент на ткани.
Декоративные элементы и орнаментация завершают образную характеристику костюма, помогают подчеркнуть особенности стиля одежды, конструкции формы и ее составных частей. Существенную роль играет характер оформления и обработки поверхности материала. Ткань с орнаментальным рисунком активно участвует в процессе формообразования костюма.
Декорируя форму костюма, орнамент на ткани задает определенные способы её восприятия: акцентирует внимание на значимых участках, предопределяет временную последовательность обзора различных деталей костюма, влияет на восприятие формы в целом.
Орнамент может придать поверхности костюма или его отдельной детали характер незамкнутого фрагмента или же четко ограничить их. Он может сориентировать форму, обозначив верх и низ, правое и левое направления. Орнамент на ткани может играть тектоническую роль - визуально организовывать поверхность и выявлять конструктивную логику формы костюма, В одном случае орнамент подчиняется структуре формы, подчеркивает ее членения, выявляет пропорции, в другом - он способен обособляться и выявлять свою собственную структуру, воздействуя на зрительное восприятие активнее, чем сама форма изделия.
Формообразование костюма средствами рисунка ткани основано на выборе исходной зрительной установки по отношению к восприятию целостной формы костюма. Зрительная установка (или программа восприятия) задается модным силуэтом согласно тенденциям развития моды и может быть фронтальной, объемной и глубинно-пространственной; она может быть направлена на выявление силуэта костюма или его нивелировку.
Различные соотношения композиционных элементов орнамента моделируют характер восприятия формы костюма согласно выбранной зрительной установки и исходя из творческого замысла. Поэтому при разработке коллекции из орнаментальных текстильных материалов исходят из специфики силуэтных или пространственных характеристик восприятия формы костюма, определяемых модным направлением.
Для декорирования тканей существует множество орнаментальных мотивов.
Отделка ткани символическими изображениями или изображением натуральных предметов также старо, как сама одежда, печатание же фраз и слов на одежде развилось недавно. Сегодня шляпы, шарфы, куртки и особенно майки «работают» как доска объявлений, дополняя язык одежды. Одежда сегодня может рекламировать все, любимые блюда, культурные вкусы, политические мнения, принадлежность к реальным и воображаемым организациям, действительную и мнимую индивидуальность, сексуальные предпочтения, текущее настроение.
Излюбленным видом отделки является вышивка. Вышивку можно встретить на любом предмете костюма – на платье, блузке, вязанной шапке, свитере, варежках, верхней одежде, обуви, джинсах, причем композиционно – в самых неожиданных местах.
С развитием и совершенствованием одежды утверждались различные приемы декорирования – аппликация, узорное ткачество, инкрустация, перфорация, набойка, тиснение, отделка металлом.
При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна – превратить даже грубое домотканое полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую и эстетическую информацию.
Независимо от того, какой декоративный прием используется для украшения проектируемой одежды, художнику следует учитывать, что декор должен:
[ Быть умеренным, соответствовать назначению и стилю костюм;
[ Подчеркивать форму костюма, как бы «вырастая» из нее, а не выглядеть чужим, случайным;
[ Иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство рисунку;
[ Соответствовать материалу, из которого изготавливается одежда, его цвету, фактуре, пластическим свойствам;
[ Быть эмоциональным центром всего костюма, чтобы привлечь к себе внимание зрителя.
Использование декора может быть признано удачным, если он способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной одежды.