Вырождение основной задачи линейного программирования
Если в опорном решении задачи, хотя бы одна базисная переменная принимает нулевое значение, то это решение называется вырожденным, а задача линейного программирования, имеющая хотя бы одно вырожденное решение - вырожденной задачей.
Вырождение наступает в тех случаях, когда при выборе разрешающего элемента, получается несколько одинаковых минимальных симплексных отношений. В этом случае в следующей симплексной таблице в столбце свободных членов появится хотя бы один нуль. Вырождение в больших задачах может привести к зацикливанию, т.е. через некоторое число шагов мы можем придти к опорному решению, которое было уже получено раньше. Чтобы избежать зацикливания, разрешающий элемент нужно выбирать по определенному правилу, а именно - для тех строк разрешающего столбца, где получились одинаковые минимальные симплексные отношения. нужно составить отношения элементов, стоящих в столбце за разрешающим столбцом к элементам разрешающего столбца. Наименьшее отношение с учетом знака даст разрешающую строку.
Пример4
Х1+2Х2£4
2Х1+Х2£4
Х1 £2
Х2£2
Хj³0, j=1,2
Zmax =X1+X2
Приводим к канонической форме
X1+2X2+X3=4
2X1+X2+X4=4
X1+ +X5=2
X2+X6=2
Xj³0, j=1,...,6
Zmax=X1+X2+0×X3+0 ×X4+0 ×X5+0 ×X6
Заполняем первую симплексную таблицу по алгоритму симплексного метода (табл.2.7.).
В оценочной строке две одинаковые отрицательные оценки, поэтому разрешающий столбец выбираем тот, который ближе к столбцу свободных членов. Минимальных симплексных отношений два, поэтому находим отношение элементов столбца Х2 к элементам столбца Х1. После пересчета минимальное отношение находится в третьей строке и равно 0, следовательно, разрешающий элемент равен 1. Далее идет обычный пересчет.