Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Причем иллюзия возникает при частом заполнении промежутка. При редком заполнении промежутка или фигуры, например одной полосой, возникает прямо противоположная иллюзия. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать.
Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле, а вершина острого угла сужает пространство. Важно само расположение острого угла (в виде края или отделки на одежде), от которого зависит иллюзия сужения и расширения на фигуре.
Рассмотрим контраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире.
Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (например, черной и белой) и помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых и клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле оп-арт. Однако иллюзия «крученого шнура» носит довольно частный характер и встречается редко.
Этот вид иллюзии заключается в том, что линия, на концах которой помещены обращенные внутрь углы, кажется короче, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу. Например, при широких плечах эффект подравнивания в линиях кокетки особенно заметен. Рукав с манжетом, отвернутым вверх, кажется короче, чем рукав с опущенным вниз манжетом, который удлиняет руку.
Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.