Цвет является одним из важных информационных качеств предмета. Он более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это имеет особенное значение, поскольку при довольно стандартных современных формах костюма разнообразие моделей достигается применением тканей разных цветовых комбинаций.
Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет дает нам первые сигналы о его функциях, способствует выделению предмета из общей среды. Благодаря цвету, мы получаем первые представления об образе модели, предмета, знакомимся с их содержанием.
Он дает эмоциональный толчок, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира.
Цвет может производить впечатление тяжести, броскости, плотности, мягкости, а также иллюзорного приближения или удаления от зрителя. В большинстве случаев темные цвета кажутся тяжелее светлых. Представьте себе здание из темно-серого гранита на белом мраморном фундаменте: нам будет казаться, что тяжесть здания может раздавить фундамент. Если оба цвета занимают равную площадь, то естественнее более "тяжелый" цвет поместить внизу, а более "легкий" наверху. Это правило строго соблюдается в архитектуре. Что касается костюма, то художник больше руководствуется своим чутьем, чувством равновесия и пропорциями фигуры, так как костюм, надетый на человека, следует его движениям и меняет свои формы в зависимости от этих движений; но в основном приведенное выше правило остается и здесь в силе.
При уравновешивании цветов надо принимать во внимание особое свойство некоторых из них сильно привлекать внимание, т.е. их броскость. Наиболее броским цветом является красный. Броски вообще все насыщенные тона. Броскость цвета зависит не только от насыщенности, но и от цвета фона. Чем больше отличается данный цвет от своего фона, тем он становится более контрастным, и наоборот; так, белый цвет на белом совершенно пропадает (например, маскировочные белые халаты на снегу). Кроме того, разные цвета, помещенные на одном и том же фоне и в одной плоскости, производят впечатление одни более приближенных, другие более удаленных. Опыты показали, что цвета теплые насыщенные выступают вперед, а цвета холодные, малонасыщенные и ахроматические отступают назад. Но при этом надо иметь в виду, что даже теплые тона, если они очень темные, будут казаться отступающими по сравнению с холодными очень светлыми и интенсивными.
Большую роль в характеристике цвета играет фактура поверхности предмета, которая будет заметнее при достаточном и равномерном освещении и менее видной при недостаточном освещении. Из этого следует, что светлые цвета помогают выявлять фактуру поверхности, а темные ее скрадывают. Например, на белом и желтом фоне фактура ткани больше видна, чем на синем и черном. При интенсивных и ярких цветах, утомляющих глаз, фактура поверхности различается плохо. Так, в зависимости оттого, что является желательным — выявить природу материала или, наоборот, скрыть ее, целесообразно применять те или иные цвета.
Цвета всегда связываются в нашем сознании с теми или иными предметами, вещами, событиями. Эти связи, или ассоциации, могут быть общими для большого числа людей, отражая в себе коллективный опыт (например, зеленый цвет — растительность, голубой — небо и проч.), или индивидуальными, отражая личные воспоминания одного человека.
Влияние цвета на человека всегда является результатом сложного взаимодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют не одинаково на всех людей, а находятся в зависимости от социальной и национальной принадлежности лица, а также от условий, в которых воспринимается цвет. Один и тот же человек будет различно подходить к цвету различных предметов (книги, платья, здания и проч.).
Из всего сказанного можно сделать вывод, что эмоциональное действие цвета имеет две главные причины: непосредственно физиологическую — возбуждающее или успокаивающее действие; ассоциации, которые с ним связываются. Но никак нельзя говорить об ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия является чрезвычайно сложным.
Цветовое предпочтение является прямым следствием эмоционального воздействия цвета, а потому вопрос этот чрезвычайно многообразен. Цвета могут расцениваться с различных точек зрения. Красивый цвет на плоскости стены может быть нехорош для платья.
В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда любовь человека к цвету, красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.
Среди народных вышивок, глиняной утвари, народных домотканых ковров и других предметов материальной культуры народа нельзя найти образцы, которые не вызвали бы восхищения разнообразием цвета, рисунка и гармонией цветовых сочетаний.
Знакомство с научными данными о цвете помогает более сознательно работать над цветовым решением костюма.
Давно было замечено, что определенные цветовые сочетания воспринимаются как гармоничные. Конечно, нужно принимать во внимание, что разным эпохам и разным ступеням культуры свойственно предпочтение каких-либо цветовых сочетаний, но есть сочетания, общепризнанные людьми, живущими в самых различных бытовых и географических условиях. Это может быть объяснено тем, что в самом физиологическом строении глаза заложена предпосылка оценки гармонического сочетания.
Оценка может идти по двум направлениям :
1. Оценка одного цвета (изолированно). Сюда же нужно включить сочетания цветов, повышающие красоту каждого цвета отдельно, например при сочетании пары контрастных или дополнительных цветов. Определение контрастных цветов нами уже было дано (цвета, диаметрально расположенные в цветовом круге).
2. Оценка гармонического сочетания. В данном случае осуществляется выбор целой красочной гаммы соотношения цветов в ней, когда каждый цвет не может быть устранён без того, чтобы не разрушить аккорда, при этом не может быть и перестановки в порядке их расположения.
При оценке цвета изолированно иногда считаются лучшими цвета, наиболее близкие к спектральным, так называемые чистые (т.е. максимально отражающие данный цвет).
Но чистые цвета быстро утомляют и перестают удовлетворять нас, особенно когда эти цвета занимают большую площадь. К чистым цветам мы прибегаем, когда нужно дать какое-нибудь яркое пятно, повышающее цветовую гамму костюма. При отделке вышивкой употребление чистых цветов большей частью уместно.
Ощущение более постоянного удовлетворения дают насыщенные света, которые при длительном рассматривании даже выигрывают, как бы загораются. Примером насыщенного цвета может служить тон в глубине складок интенсивно окрашенной ткани.
Светлые малонасыщенные цвета, которые получаются в результате высветления насыщенного тона, вызывают ощущение жизнерадостности, бодрости по ассоциации с ярким освещением (например, светло-красный на спортивном поле).
Светлые тона, малонасыщенные, полученные при разбеливании, воспринимаются как мягкие; таковы розовые и голубые тона, так идущие детям.
Сочетания цветов, усиливающие чистоту отдельного тона, тоже относятся к разделу оценки цвета изолированно. Кажущаяся насыщенность цвета повышается от соседства с контрастным цветом. Таковы сочетания синего с оранжевым, желтого с фиолетовым, красного с зеленым.
Сочетание темного и светлого повышает кажущуюся яркость и чистоту светлого тона. Но при этом темный тон проигрывает в насыщенности (как говорят, светлый убивает темный). В этом случае в темном необходим запас насыщенности; единственный случай, когда от светлого тона темный не проигрывает — это при сочетании черного цвета со светлым тоном.
Гармоническим сочетанием считается сочетание яркого цвета с серым. При этом серый цвет оживляется и дает впечатление перламутровых переливов. Это можно объяснить тем, что глаз, уставая на ярком, видит на сером его дополнительный цвет. Глаз движется, и серое наполняется этими переливами.
Основным правилом в выборе цветов в гармоническом сочетании является определение соотношения светлоты и насыщенности. В хорошо подобранном сочетании цветов устранение каждого отдельного цвета нарушает общую гармонию.
Обычным гармоническим сочетанием являются цветовые триады: красный, синий и желтый; оранжевый, зеленый и фиолетовый. Такие сочетания постоянно встречаются в народных вышивках, расцветках тканей, коврах и керамике в разные исторические периоды и у совершенно разных народов. Это позволяет сделать вывод о закономерности подобных сочетаний.
Очевидно, что человек интуитивно строит эти сочетания по принципу равноудаленности цветов. Понятие о цветах "далеких" и "близких" (похожих) вошло в обиход. Часто цветовые гармонии строятся на сочетании цветов близких (например, "композиция в осенних тонах", т.е. красных, желтых, оранжевых и т.п.).
Очевидно, "цветовой глазомер" существует в той или иной степени у всех людей. Можно составить гармонические сочетания однотонных цветов, различающихся только по светлоте. Например, зеленых тонов, различных по светлоте, причем переходы должны быть довольно сильные, чтобы не получилось однотонности.
Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем, насколько этот костюм сливается с образом человека, его индивидуальными колористическими особенностями, такими, как цвет волос, кожи, глаз. Костюм может повторить цветовые характеристики, например голубое платье подчеркивает цвет голубых глаз, темно-коричневые оттенки подчеркивают цвет каштаново-медных волос и т.д. Цветовые оттенки кожи довольно разнообразны и сложны: есть люди белокожие, темнокожие, с кожей лица желтоватого оттенка и др. Цвет костюма должен обязательно учитывать эти нюансы и гармонировать с ними по принципу контраста или подобия. Цветом может быть выражена сезонность в одежде. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, желтым песком и т.д. Зимний костюм основывается в своем композиционном решении на светлотных отношениях, сочетаниях темного и светлого, тяжелых, теплых цветов.
Весна ~ пробуждение природы, появление первых необычных голубовато-зеленых ростков, серовато-зеленоватых почек и тончайших оттенков оживающей коры деревьев. Этот нежный колорит весны отличается от зимнего своей легкостью, свободой сочетаний.
Однако в повседневной, например осенней, одежде будут использоваться более спокойные, пастельные цвета, а в нарядной — цвета контрастные, в эстрадном костюме эти цвета будут усилены блестящими дополнениями и вышивкой, рассчитанными на дальность зрительного восприятия. На решение нарядного костюма в значительной степени влияют индивидуальные колористические особенности человека.
Цвет одежды играет немаловажную роль в возрастном различии. Для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные цвета, подростки предпочитают более контрастные цвета, взрослым людям присуща одежда более сложных и пастельных цветовых сочетаний. На гармонию цветовых сочетаний влияет ритм.
С начала XIX столетия в связи с возросшим массовым производством изделий, с определенным принципом построения мужской одежды ярче проявляется различие в цвете мужской и женской одежды. Мужская одежда в большинстве случаев имеет темные сероватые цвета, женская намного пестрей, легче поддается влиянию моды. Цвет рабочей одежды зависит от условий производства и среды, количества работающих вместе людей, освещенности помещения, характера движения.
Таким образом, цвет, являясь неотъемлемой частью ткани и самого костюма, становится обозначающим и важным информационным фактором функции костюма, т.е. его содержания.
Цвет часто подсказывает форму костюма. Ткани глубоких насыщенных тонов очень выигрывают в платьях мягкой формы с драпирующимися складками. Ткани в клетку подходят к строгой форме костюма. Геометрический рисунок хорошо согласуется с прямыми линиями покроя.
Цвет и фактура ткани должны гармонировать. Есть фактуры, углубляющие цвет. Таковы ворсистые ткани (плюш, бархат, некоторые виды шерсти). У них благодаря многократному отражению света от каждой ворсинки и многократному его поглощению углубляется цвет. Самая темная из тканей — черный бархат. При одинаковой окраске шелковой и шерстяной ткани шелк будет иметь более интенсивный цвет, потому что свет глубже проникает в волокна шелковой ткани.
Матовые шелка в складках дают мягкую игру светотени, не давая сильных рефлексов. Совсем другое впечатление от шелка с блестящей гладкой поверхностью (креп-сатин, атлас, сатин-дубль и пр.), приближающейся к так называемым зеркальным поверхностям и дающей вследствие сильного отражения света сильные блики — игру светотени. Кроме того, рефлексы (отражение света от окружающих предметов) не только на теневых, но и на освещенных частях блестящего шелка очень влияют на изменение цвета. Например, на зеленоватом шелке могут быть красноватые рефлексы, на красном — золотистые или зеленоватые и пр.
На светлых тканях фактура особенно видна, поэтому светлые и нежные цвета гораздо употребительнее в дорогих тканях. Ситец, имеющий грубую фактуру, принято заполнять пестрым рисунком, делающим фактуру менее заметной; фактура полотна, наоборот, имеет свою прелесть, а потому в полотняных тканях все светлые цвета вполне применимы.
Прозрачные ткани богаты рефлексирующими оттенками и мягкой светотенью.
Модели из такой прозрачной ткани следует делать мягкой формы, не зауживать.
При отделках костюма вышивкой, тканями другого тона, цветами или бисером необходимы гармонически правильные и пропорциональные соотношения отделки и композиции платья.
Если художник хочет повысить звучание какого-либо одного цвета, этот цвет нужно сочетать или с нейтральными (например, с светло-серыми), или с контрастными цветами. При этом необходимо учитывать распределение цвета по площади платья.
Решая костюм в блеклых тканях, имеющих мутный оттенок, художник может добиться удачного цветового решения или, наоборот, погубить модель, и костюм будет иметь старый, вылинявший вид.
Когда мы говорим "блеклые", это не значит бледные чистые цвета. Блеклые — увядшие — это сложные цвета с мутноватым оттенком. К костюму из ткани такого цвета необходимо подобрать цветовое оживляющее пятно одного и того же или близкого к нему, но более насыщенного цветового тона.
В тканях с многоцветным рисунком нужно уметь найти общую тональность и к ней подбирать отделку. Не всегда можно брать за основу один из составных цветов композиции. Нужно смотреть на цветовое впечатление в целом и от этого впечатления определять цвет отделки.
Цвет, цветовая гамма костюма чаще всего определяется, задается модой. Мода, каждый раз выделяя какой – то цвет или оттенок, определяет фаворита, но никогда не бывает категоричной и не отказывается от других цветов.