русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Вопрос 6. Цвет в костюме


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 4697; Нарушение авторских прав


Цвет является одним из важных информационных качеств предмета. Он более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это имеет особенное значение, поскольку при довольно стандартных современных формах костюма разнообразие моделей достигается применением тканей разных цветовых комбинаций.

Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет дает нам первые сигналы о его функциях, способствует выделению предмета из общей среды. Благодаря цвету, мы получаем первые представления об образе модели, предмета, знакомим­ся с их содержанием.

Он дает эмоциональный толчок, это очень сильный фактор восприятия предме­тов окружающего мира.

Цвет может производить впечатление тяжести, броскости, плотности, мягкости, а также иллюзорного при­ближения или удаления от зрителя. В большинстве случаев темные цве­та кажутся тяжелее светлых. Пред­ставьте себе здание из темно-серого гранита на белом мраморном фун­даменте: нам будет казаться, что тя­жесть здания может раздавить фун­дамент. Если оба цвета занимают рав­ную площадь, то естественнее более "тяжелый" цвет поместить внизу, а более "легкий" наверху. Это пра­вило строго соблюдается в архитек­туре. Что касается костюма, то ху­дожник больше руководствуется своим чутьем, чувством равновесия и пропорциями фигуры, так как кос­тюм, надетый на человека, следует его движениям и меняет свои формы в зависимости от этих движений; но в основном приведенное выше правило остается и здесь в силе.

При уравновешивании цветов надо принимать во внимание особое свой­ство некоторых из них сильно при­влекать внимание, т.е. их броскость. Наиболее броским цветом является красный. Броски вообще все насы­щенные тона. Броскость цвета зави­сит не только от насыщенности, но и от цвета фона. Чем больше от­личается данный цвет от своего фона, тем он становится более контраст­ным, и наоборот; так, белый цвет на белом совершенно пропадает (на­пример, маскировочные белые хала­ты на снегу). Кроме того, разные цвета, помещенные на одном и том же фоне и в одной плоскости, произ­водят впечатление одни более при­ближенных, другие более удаленных. Опыты показали, что цвета теплые насыщенные выступают вперед, а цвета холодные, малонасыщенные и ахроматические отступают назад. Но при этом надо иметь в виду, что даже теплые тона, если они очень темные, будут казаться отступающими по сравнению с холодными очень свет­лыми и интенсивными.



Большую роль в характеристике цвета играет фактура поверхности предмета, которая будет заметнее при достаточном и равномерном осве­щении и менее видной при недоста­точном освещении. Из этого следует, что светлые цвета помогают выяв­лять фактуру поверхности, а темные ее скрадывают. Например, на белом и желтом фоне фактура ткани боль­ше видна, чем на синем и черном. При интенсивных и ярких цветах, утомляющих глаз, фактура поверх­ности различается плохо. Так, в за­висимости оттого, что является же­лательным — выявить природу мате­риала или, наоборот, скрыть ее, целесообразно применять те или иные цвета.

Цвета всегда связываются в нашем сознании с теми или иными предметами, вещами, событиями. Эти связи, или ассоциации, могут быть общими для большого числа людей, отражая в себе коллективный опыт (например, зеленый цвет — расти­тельность, голубой — небо и проч.), или индивидуальными, отражая лич­ные воспоминания одного человека.

Влияние цвета на человека всегда является результатом сложного вза­имодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют не одинаково на всех людей, а находятся в зависимости от социальной и национальной при­надлежности лица, а также от усло­вий, в которых воспринимается цвет. Один и тот же человек будет различно подходить к цвету различ­ных предметов (книги, платья, зда­ния и проч.).

Из всего сказанного можно сде­лать вывод, что эмоциональное дей­ствие цвета имеет две главные при­чины: непосредственно физиологи­ческую — возбуждающее или успока­ивающее действие; ассоциации, кото­рые с ним связываются. Но никак нельзя говорить об ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе при­чины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуаль­ными особенностями каждого чело­века. Поэтому вопрос эмоциональ­ного воздействия является чрезвы­чайно сложным.

Цветовое предпочтение является прямым следствием эмоционального воздействия цвета, а потому вопрос этот чрезвычайно многообразен. Цве­та могут расцениваться с различных точек зрения. Красивый цвет на плоскости стены может быть нехо­рош для платья.

В природе человека глубоко за­ложено стремление к ясности, радо­сти, красоте. Отсюда любовь человека к цвету, красивым краскам, гар­моничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.

Среди народных вышивок, глиня­ной утвари, народных домотканых ковров и других предметов матери­альной культуры народа нельзя найти образцы, которые не вызвали бы восхищения разнообразием цвета, рисунка и гармонией цветовых соче­таний.

Знакомство с научными данными о цвете помогает более сознательно работать над цветовым решением костюма.

Давно было замечено, что опреде­ленные цветовые сочетания восприни­маются как гармоничные. Конечно, нужно принимать во внимание, что разным эпохам и разным ступеням культуры свойственно предпочте­ние каких-либо цветовых сочетаний, но есть сочетания, общепризнанные людьми, живущими в самых различ­ных бытовых и географических усло­виях. Это может быть объяснено тем, что в самом физиологическом строении глаза заложена предпосылка оценки гармонического сочетания.

Оценка может идти по двум нап­равлениям :

1. Оценка одного цвета (изолированно). Сюда же нужно включить сочетания цветов, повышающие красоту каждого цвета отдельно, например при сочетании пары контрастных или дополнительных цветов. Определение контрастных цветов нами уже было дано (цвета, диаметрально расположенные в цветовом круге).

2. Оценка гармонического сочетания. В данном случае осуществляется выбор целой красочной гаммы соотношения цветов в ней, когда каждый цвет не может быть устранён без того, чтобы не разрушить аккорда, при этом не может быть и перестановки в порядке их расположения.

При оценке цвета изолированно иногда считаются лучшими цвета, наиболее близкие к спектральным, так называемые чистые (т.е. макси­мально отражающие данный цвет).

Но чистые цвета быстро утомляют и перестают удовлетворять нас, особенно когда эти цвета занимают большую площадь. К чистым цветам мы прибегаем, когда нужно дать какое-нибудь яркое пятно, повышающее цветовую гамму костюма. При отделке вышивкой употребление чистых цветов большей частью уместно.

Ощущение более постоянного удовлетворения дают насыщенные света, которые при длительном рассматривании даже выигрывают, как бы загораются. Примером насыщенного цвета может служить тон в глубине складок интенсивно окрашенной ткани.

Светлые малонасыщенные цвета, которые получаются в результате высветления насыщенного тона, вы­зывают ощущение жизнерадостности, бодрости по ассоциации с ярким освещением (например, светло-крас­ный на спортивном поле).

Светлые тона, малонасыщенные, полученные при разбеливании, вос­принимаются как мягкие; таковы розовые и голубые тона, так идущие детям.

Сочетания цветов, усиливающие чистоту отдельного тона, тоже отно­сятся к разделу оценки цвета изоли­рованно. Кажущаяся насыщенность цвета повышается от соседства с контрастным цветом. Таковы соче­тания синего с оранжевым, желтого с фиолетовым, красного с зеленым.

Сочетание темного и светлого повышает кажущуюся яркость и чистоту светлого тона. Но при этом темный тон проигрывает в насыщен­ности (как говорят, светлый уби­вает темный). В этом случае в тем­ном необходим запас насыщенности; единственный случай, когда от свет­лого тона темный не проигрывает — это при сочетании черного цвета со светлым тоном.

Гармоническим сочетанием счита­ется сочетание яркого цвета с серым. При этом серый цвет оживляется и дает впечатление перламутровых переливов. Это можно объ­яснить тем, что глаз, уставая на ярком, видит на сером его допол­нительный цвет. Глаз движется, и се­рое наполняется этими переливами.

Основным правилом в выборе цветов в гармоническом сочетании является определение соотношения светлоты и насыщенности. В хорошо подобранном сочетании цветов уст­ранение каждого отдельного цвета нарушает общую гармонию.

Обычным гармоническим сочета­нием являются цветовые триады: красный, синий и желтый; оранже­вый, зеленый и фиолетовый. Такие сочетания постоянно встречаются в народных вышивках, расцветках тканей, коврах и керамике в раз­ные исторические периоды и у совер­шенно разных народов. Это позво­ляет сделать вывод о закономерности подобных сочетаний.

Очевидно, что человек интуитивно строит эти сочетания по принципу равноудаленности цветов. Понятие о цветах "далеких" и "близких" (похожих) вошло в обиход. Часто цветовые гармонии строятся на соче­тании цветов близких (например, "композиция в осенних тонах", т.е. красных, желтых, оранжевых и т.п.).

Очевидно, "цветовой глазомер" су­ществует в той или иной степени у всех людей. Можно составить гармонические сочетания однотонных цветов, различающихся только по светлоте. Например, зеленых тонов, различных по светлоте, причем пере­ходы должны быть довольно силь­ные, чтобы не получилось однотон­ности.

Гармония цве­товой композиции костюма во мно­гом определяется тем, насколько этот костюм сливается с образом человека, его индивидуальными ко­лористическими особенностями, та­кими, как цвет волос, кожи, глаз. Костюм может повторить цветовые характеристики, например голубое платье подчеркивает цвет голубых глаз, темно-коричневые оттенки под­черкивают цвет каштаново-медных волос и т.д. Цветовые оттенки кожи довольно разнообразны и сложны: есть люди белокожие, темнокожие, с кожей лица желтоватого оттенка и др. Цвет костюма должен обязатель­но учитывать эти нюансы и гармони­ровать с ними по принципу контраста или подобия. Цветом может быть выражена сезонность в одежде. Из­вестно, что летние костюмы отлича­ются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, желтым песком и т.д. Зимний костюм основывается в своем композиционном решении на светлотных отношениях, сочетани­ях темного и светлого, тяжелых, теплых цветов.

Весна ~ пробуждение природы, появление первых необычных голубо­вато-зеленых ростков, серовато-зеле­новатых почек и тончайших оттен­ков оживающей коры деревьев. Этот нежный колорит весны отличается от зимнего своей легкостью, свобо­дой сочетаний.

Однако в повседневной, например осенней, одежде будут использовать­ся более спокойные, пастельные цве­та, а в нарядной — цвета контрастные, в эстрадном костюме эти цвета будут усилены блестящими дополне­ниями и вышивкой, рассчитанными на дальность зрительного восприятия. На решение нарядного костюма в значительной степени влияют инди­видуальные колористические особен­ности человека.

Цвет одежды играет немаловажную роль в возрастном различии. Для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные цвета, под­ростки предпочитают более конт­растные цвета, взрослым людям присуща одежда более сложных и пастельных цветовых сочетаний. На гармонию цветовых сочетаний вли­яет ритм.

С начала XIX столетия в связи с возросшим массовым производством изделий, с определенным прин­ципом построения мужской одежды ярче проявляется различие в цвете мужской и женской одежды. Мужс­кая одежда в большинстве случаев имеет темные сероватые цвета, жен­ская намного пестрей, легче под­дается влиянию моды. Цвет рабочей одежды зависит от условий произ­водства и среды, количества рабо­тающих вместе людей, освещенности помещения, характера движения.

Таким образом, цвет, являясь не­отъемлемой частью ткани и самого костюма, становится обозначающим и важным информационным факто­ром функции костюма, т.е. его содержания.

Цвет часто подсказывает форму костюма. Ткани глубоких насыщен­ных тонов очень выигрывают в плать­ях мягкой формы с драпирующи­мися складками. Ткани в клетку подходят к строгой форме костю­ма. Геометрический рисунок хорошо согласуется с прямыми линиями покроя.

Цвет и фактура ткани должны гармонировать. Есть фактуры, уг­лубляющие цвет. Таковы ворсистые ткани (плюш, бархат, некоторые виды шерсти). У них благодаря многократному отражению света от каждой ворсинки и многократному его поглощению углубляется цвет. Самая темная из тканей — черный бархат. При одинаковой окраске шелковой и шерстяной ткани шелк будет иметь более интенсивный цвет, потому что свет глубже проникает в волокна шелковой ткани.

Матовые шелка в складках дают мягкую игру светотени, не давая сильных рефлексов. Совсем другое впечатление от шелка с блестящей гладкой поверхностью (креп-сатин, атлас, сатин-дубль и пр.), приближающейся к так называемым зер­кальным поверхностям и дающей вследствие сильного отражения света сильные блики — игру светотени. Кроме того, рефлексы (отражение света от окружающих предметов) не только на теневых, но и на ос­вещенных частях блестящего шелка очень влияют на изменение цвета. Например, на зеленоватом шелке могут быть красноватые рефлексы, на красном — золотистые или зелено­ватые и пр.

На светлых тканях фактура особен­но видна, поэтому светлые и неж­ные цвета гораздо употребительнее в дорогих тканях. Ситец, имеющий грубую фактуру, принято заполнять пестрым рисунком, делающим фак­туру менее заметной; фактура полот­на, наоборот, имеет свою прелесть, а потому в полотняных тканях все светлые цвета вполне применимы.

Прозрачные ткани богаты рефлек­сирующими оттенками и мягкой светотенью.

Модели из такой прозрачной ткани следует делать мягкой формы, не зауживать.

При отделках костюма вышивкой, тканями другого тона, цветами или бисером необходимы гармонически правильные и пропорциональные соотношения отделки и композиции платья.

Если художник хочет повысить звучание какого-либо одного цвета, этот цвет нужно сочетать или с нейт­ральными (например, с светло-се­рыми), или с контрастными цвета­ми. При этом необходимо учитывать распределение цвета по площади пла­тья.

Решая костюм в блеклых тканях, имеющих мутный оттенок, художник может добиться удачного цветового решения или, наоборот, погубить модель, и костюм будет иметь ста­рый, вылинявший вид.

Когда мы говорим "блеклые", это не значит бледные чистые цвета. Блеклые — увядшие — это сложные цвета с мутноватым оттенком. К костюму из ткани такого цвета необ­ходимо подобрать цветовое оживляю­щее пятно одного и того же или близкого к нему, но более насыщен­ного цветового тона.

В тканях с многоцветным рисун­ком нужно уметь найти общую тональность и к ней подбирать от­делку. Не всегда можно брать за основу один из составных цветов композиции. Нужно смотреть на цве­товое впечатление в целом и от этого впечатления определять цвет отделки.

Цвет, цветовая гамма костюма чаще всего определяется, задается модой. Мода, каждый раз выделяя какой – то цвет или оттенок, определяет фаворита, но никогда не бывает категоричной и не отказывается от других цветов.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Проявление метра и ритма в костюме | Вопрос 7. Форма костюма как объемно-пространственная структура


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.