А.Эйнштейн однажды сказал, что правильная постановка задачи даже более важна, чем ее решение. Для того чтобы найти приемлемое или оптимальное решение задачи, необходимо сначала знать, в чем она состоит.
Большинство практических задач сообщается руководителями в недостаточно четкой, неточной форме. Во многих случаях руководство не может или не способно правильно выразить суть своих проблем. Оно знает, что некая проблема существует, но не может точно сформулировать, какая это проблема. Поэтому анализ системы обычно начинается с ее поискового изучения под руководством ответственного лица, уполномоченного принимать решения. Исследователи должны понимать и четко формулировать ряд подходящих к данному случаю задач и целей. Опыт показывает, что постановка задачи есть непрерывный процесс, пронизывающий весь ход исследования. Это исследование непрерывно порождает новую информацию, касающуюся ограничений, задач и возможных альтернативных вариантов. Такая информация должна периодически использоваться в целях обновления формулировки и постановки задачи.
Важной частью постановки задачи является определение характеристик системы, подлежащей изучению. Все системы — это подсистемы других более крупных систем. Поэтому необходимо определить цели и ограничения, которые надлежит учитывать в процессе абстрагирования или построения формальной модели.
Первый шаг в определении характеристик системы, подлежащей изучению, состоит в проведении анализа потребностей той среды, для которой предназначается система. Этот анализ начинается с определения целей и граничных условий (т. е. того, что является и что не является частью системы, подлежащей изучению).
Очертив цели и задачи исследования и определив границы системы, далее необходимо свести реальную систему к логической блок-схеме или к статической модели. Необходимо построить такую модель реальной системы, которая, с одной стороны, не будет столь упрощена, что станет тривиальной, а с другой — не будет столь детализирована, что станет громоздкой в обращении и чрезмерно дорогой. Опасность, которая подстерегает при построении логической блок-схемы реально действующей системы, заключается в том, что модель имеет тенденцию обрастать деталями и элементами, которые ничего не вносят в понимание данной задачи.
Почти всегда наблюдается тенденция моделировать избыточное число деталей. Во избежание такого положения следует строить модель, ориентированную на решение вопросов, на которые требуется найти ответы, а не моделировать реальную систему во всех подробностях. Модель должна отображать только те аспекты системы, которые соответствуют задачам исследования.
Во многих исследованиях моделирование может на этом закончиться. В большом числе случаев в результате точного и последовательного описания ситуаций становятся очевидны дефекты и «узкие места» системы, так что необходимость продолжать исследования путем моделирования отпадает.