«Игра с нулевой суммой» ‑ ситуация, в которой предпочтения игроков противоположны, а выигрыш одного из участников конфликта означает эквивалентную потерю для противника (как в шахматах без ничьей). Смысл состоит в том, что на самом деле один из участников лишь видит так свой выигрыш и считает, что потери противника усиливают его.
Война‑ конфликт признанный обеими сторонами, организованный и специально санкционированный. Этот конфликт является вооруженным соперничеством (используется организованная военная сила) и уничтожение соперников не рассматривается как убийство. Обязательным условием признания конфликта войной является тот факт, что вооруженное соперничество осуществляется между двумя независимыми политическими единицами. В теории общепризнанным является представление о том, что вооруженное соперничество используется в осуществлении политики (государственной, национальной, племенной и т.д.). В теории Карла фон Клаузевица война должна заканчиваться заключением мира.
Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил (интересов) с целью реализации их интересов в условиях противодействия (т.е. одна или обе стороны прибегают к стратегии конфронтации). Более простая формулировка конфликта дана Мортоном Дойчем: конфликт – столкновение несовместимых действий (Дойч Мортон. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. – 1990. - №1. – С. 202-217).
Конфликт в МО ‑взаимодействие двух или более элементов системы МО, которые преследуют взаимоисключающие или взаимонесовместимые цели.
Кризис – резкое повышение интенсивности конфликтного взаимодействия (повышение интенсивности конфликтных действий).
Тема 14. Методы разрешения конфликтов.В международных отношениях существует 3 традиционных метода разрешения конфликтов: переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничество. Метод переговоров имеет 2 методики. Самая обычная и распространенная форма переговоров - это позиционный торг, то есть формулировка определенной позиции, и затем, постепенное отступление от нее до какого-то предела. Занимая определенную позицию, вы тем самым даете понять другой стороне чего вы хотите. Возникает определенность, опора для дальнейших действий и возможных соглашений. Большинство конфликтов, в сущности, представляют собой ситуации торга (Т. Шеллинг). Альтернатива «позиционному торгу» ‑ «принципиальные переговоры» или переговоры по существу. Авторы методики – Р. Фишер и У. Юри предлагают сосредотачиваться на интересах, а не на позициях. Интерес – это мотив поведения и движущая сила. Позиция – то, о чем вы приняли решение. Согласование интересов, а не позиций успешно, потому что для удовлетворения каждого интереса обычно существуют несколько возможных позиций. За противоположными позициями скрывается гораздо больше интересов, по сравнению с теми, которые вошли в противоречие.
На протяжении длительного периода времени формировалась идея управления конфликтами. Возникшая первоначально как необходимость контроля за порядком со стороны противоборствующих государств идея эволюционировала в создание механизмов предотвращения ядерного конфликта и создание барьера на пути эскалации конфликта (одна из последних по времени работ: Кременюк В. Современный международный конфликт: проблемы управления // Международные процессы. Т.3., №1(7). Январь-апрель 2005.Доступно on line: http://www.intertrends.ru/one/005.htm).Наиболее спорными методами урегулирования современных конфликтов (конфликтов цивилизаций ‑ фундаментальных вызовов или базовых конфликтов в МО) являются методы сдерживания и устрашения.
Тема 15. Мировой порядок и его институциональные основы. Под мировым порядком понимается: 1) устройство системы; 2) принципы и нормы, управляющие системой; 3) внешнеполитическое поведение (его преобладающий тип). Термин «мировой порядок» разъясняет понятие «мировое общество» ‑ часть международного общества, которая характеризуется некоторым соотношением потенциала участников, общими ценностями, устойчивыми моделями взаимного поведения. Чаще принято говорить об этой группе как о странах либеральной демократии. Таким образом, мировой порядок – порядок, который воплощен в отношениях между членами «мирового общества».
После Второй мировой войны рассмотрение мирового порядка как прекращения войн привело к идее создать документ и организацию, которые обеспечивали бы мир и порядок. Институциональной основой мирового порядка стала Организация Объединенных наций (созд. 1945 г.) из стран-участниц антигитлеровской коалиции. Устав ООН не запретил войну (как и устав Лиги Наций. Более того он прямо санкционировал применение не только международных, но и национальных сил одним государством или союзом государств в целях самообороны (ст. 51). Этими положениями устав санкционировал региональные союзы, такие как НАТО, чья цель – не поддержание мира и порядка в зоне их деятельности, а защита этой зоны от угроз извне. Кроме недостатков структуры, ООН столкнулась также с рядом процедурных препятствий, затруднивших эффективность механизма. Окончание холодной войны и применение Организацией Объединенных наций силового вмешательства (в т.ч. под формулировкой «гуманитарные цели») привели к необходимости реорганизации данного механизма регулирования порядка.
На этом фоне формального регулирования силами ООН действует неформальный (по типу принятия решений) механизм, ядром которого являются по крайней мере 7 государств из «группы восьми». Старые члены «восьмерки» фактически остаются более влиятельными отчасти благодаря принадлежности шести из них блоку НАТО, который в отдельных случаях способен выступать инструментом защиты интересов этих стран при помощи силы. К началу 2000-х годов полуформальная коалиция семи членов «восьмерки» с блоком НАТО по практическому воздействию на мировую политику стала вровень с ООН. Между этими двумя ветвями мирополитического регулирования – формальной (ООН) и неформальной (старые члены «восьмерки» и НАТО) развернулась настоящая конкуренция, в которой вторая обладала рядом преимуществ. К таким преимуществам относятся большая эффективность неформальной ветви в принятии решений, возможность G7 мобилизовать свои военные ресурсы быстрее, применять, учитывая собственные интересы (Подробнее о мировом обществе и мировом порядке см.: Богатуров А.Д. Современный международный порядок // Международные процессы. Т.2, №3(6). Сентябрь-декабрь 2004.Доступно on line: http://www.intertrends.ru/one/001.htm).