русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Концепция развития электронной России и электронного правительства.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2694; Нарушение авторских прав


Содержание и приоритетные направления развития государственной политики в информационной сфере.

Лекция 2. Государственная информационная политика.

План лекции.

2.1. Содержание и приоритетные направления развития государственной политики в информационной сфере.

2.2. Концепция развития электронной России и электронного правительства.

 

 

В современных условиях повышения значимости информации пришло осознание странами и важности государственной информационной политики. В конце XX в. вопрос о необходимости формирования и реализации основ информационной политики был поставлен на повестку дня и в Российской Федерации. Важным результатом деятельности органов государственной власти и управления в этой области явилась разработка и принятие Концепции государственной информационной политики и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Тем самым государство признало информационную политику одним из элементов системы государственного управления.

Государственная информационная политика, как один из важнейших элементов системы управления государством, несомненно, нуждается в теоретическом обосновании. Информационную политику в качестве практической сферы деятельности можно рассматривать сквозь призму целого ряда наук или научных концепций – философии, социологии, истории, политологии и ряда других.

Одним из сущностных оснований информационной политики в общефилософском контексте является понятие «государственная политика». Можно согласиться с мнением современного исследователя Ю.А. Нисневича, считающего, что, в конечном счете, вся «совокупность целей и способов их достижения, стратегии и тактики управления, принципов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и развития определенной сферы (экономической, социальной, информационной, внешнеполитической и т.д.) жизнедеятельности общества и государства составляет суть государственной политики в той или иной сфере».



В самом широком смысле политику можно трактовать как особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, которые призваны функционировать и действовать в соответствии с законами, принципами и нормами и тем самым гарантировать жизнеспособность граждан разных сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Информационная сфера, как показывает мировая практика, является одним из важнейших объектов государственного управления, в частности, реализации государственной информационной политики. Информационное взаимодействие между органами власти, внутри общества, внутри власти – непременное условие устойчивого развития государства, его единства и целостности.

Понятие «информационная политика» в рамках современных концептов основано на понятиях «коммуникация» и «информация».

В самом простом понимании коммуникация – это процесс распространения информации. Иначе говоря, если коммуникация – механизм, общение, то информация – содержательная сторона такого общения. Однако при всей внешней простоте понятие «коммуникация» лежит в основе ряда теоретических концепций, являющихся основой разработки и реализации информационной политики.

Систематизируя подходы и трактовки понятия коммуникации, можно сделать вывод о том, что в широком смысле коммуникация – это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

Говоря о коммуникациях в рамках формирования и реализации государственной информационной политики, следует иметь в виду, прежде всего массовую коммуникацию.

Безусловно, государственная информационная политика изначально основана на построении информационного пространства в государстве, которое представляет собой, прежде всего, «совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления».

Таким образом, анализ основных концептов государственной информационной политики позволяет определить информационную политику государства (государственную информационную политику), как деятельность органов государственной власти и управления по разработке комплекса мер по выявлению и удовлетворению информационных потребностей в обществе в рамках единого информационного и культурно-коммуникационного пространства посредством разработки, внедрения и эффективного использования современных информационных продуктов и технологий.

Сегодня в России ключевой проблемой в сфере государственной информационной политики является отсутствие до настоящего времени официально провозглашенной и общепризнанной национальной стратегии информационного развития, которая должна определять научно проработанные концептуальные основы такой политики.

\

 

Под электронной демократией в Концепции понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. В этом смысле электронную демократию следует четко отделять от электронного правительства, под которым согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, международные соглашения.

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии на период до 2020 года.

В современной России продолжаются демократические преобразования, основным проводником которых выступает государство в лице органов власти. В большинстве демократических стран развитие демократии, включая её ключевые институты, опирается не только и не столько на власть, сколько на гражданское общество. В России становление сильного гражданского общества идёт медленно и прерывисто. В этой связи актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни страны.

Как показывает опыт зарубежных стран, осуществляющих серьезные вложения в развитие демократических институтов, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий является одним из ключевых факторов, непосредственно влияющих на развитие институтов демократии. В основном это осуществляется за счет того, что информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности общественно-политической деятельности граждан. Например, механизм двустороннего электронного взаимодействия граждан с органами власти при получении различного рода услуг существенно снижает временные, транспортные и иные материальные издержки граждан.

Таким образом, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему общественно-политических отношений позволяет существенно расширяет возможности российских граждан в плане их общественно-политического участия, создания условий для роста их гражданской активности, что в свою очередь, способствует формированию качественно нового уровня активности граждан, пользующихся современными электронными технологиями не только в личных целях, но и в целях общественно-политического участия на всех уровнях публичного управления.

В настоящее время в России сложилась благоприятная среда для активного развития механизмов электронной демократии. Во-первых, на государственном уровне четко обозначен вектор в сторону системного укрепления демократических институтов; государство выделяет серьезные средства на развитие гражданского общества, оказывает поддержку многочисленным общественным организациям. Во-вторых, российские граждане проявляют всё больший интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям, включая мобильную телефонию и интернет; растёт число граждан, которые активно пользуются различными мобильными и интернет-проектами в целях защиты своих прав и свобод, осуществления коммуникации с органами власти и общественно-политическими организациями. В-третьих, государственные и частные программы информатизации системы общественных отношений позволили сформировать соответствующую инфраструктуру и создать в России плотную информационно-коммуникационную среду с высоким уровнем распространения мобильных телефонов и персональных компьютеров среди населения, интернет-доступности и компьютерной грамотности. Современные электронные технологии всё шире применяются в бизнесе, медицине, образовании, науке, культуре и государственном управлении.

Вместе с тем существуют и серьезные препятствия на пути развития механизмов электронной демократии в современной России. В первую очередь, это касается процедур двустороннего взаимодействия граждан с органами власти по общественно-политическим вопросам. Механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде не получил широкого распространения в силу отсутствия необходимых и достаточных процедур, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство данных обращений и процедур перед их физическими аналогами. Следующей важнейшей проблемой являются вопросы идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия, в том числе в части практической реализации. Сохраняется цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает неравномерно, качество доступа к данному ресурсу в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне. К негативным факторам следует отнести и отсутствие эффективных инструментов популяризации механизмов электронной демократии среди населения. Без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к данным механизмам.

Проблемы, препятствующие развитию механизмов электронной демократии в современной России, затрагивают интересы самых широких слоев населения, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или частных проектов. В связи с этим развитие механизмов электронной демократии необходимо осуществлять на общегосударственном уровне, вовлекая в этот процесс представителей гражданских объединений и общественных организаций, экспертов, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации и частные компании.

Анализ системы общественно-политических отношений в современной России позволяет предположить, что, несмотря на серьезные риски, которые несут с собой новые информационно-коммуникационные технологии, активное внедрение в современной России механизмов электронной демократии на всех уровнях власти и гражданского участия будет способствовать сближению власти и общества, усилит гражданское участие в государственном секторе и принятии общественно-политических решений, сделает органы власти более доступными и открытыми для граждан, создаст дополнительные стимулы для развития партнерской модели взаимодействия органов власти и гражданского общества.

Целями развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии являются:

- повышение общественно-политической активности граждан за счет расширения возможностей для эффективного электронного взаимодействия граждан друг с другом, органами власти, общественными организациями, экспертным сообществом, бизнес-структурами, средствами массовой информации и другими субъектами в процессах реализации гражданами своих законных прав на общественно-политическую деятельность во всем многообразии её форм и средств;

- повышение эффективности и скорости публичного взаимодействия граждан с органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством повсеместного внедрения в практику взаимодействия информационно-коммуникационных технологий;

- укрепление горизонтальных и транспарентных связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством формирования особой культуры сетевой коммуникации, ориентированной на партнерскую модель доверительного взаимодействия, совместный поиск компромиссных решений;

- снижение административных барьеров и уровня коррупции посредством придания высокого уровня открытости процессам взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, а также за счет замещения бумажного документооборота электронным, значительно снижающим влияние человеческого фактора;

- поддержка институтов и процедур публичной самоорганизации граждан на всех уровнях общественно-политической деятельности;

- популяризация среди населения законных практик применения информационно-коммуникационных технологий в сфере общественно-политической деятельности.

Для достижения указанных целей необходимо реализовать следующие задачи:

- продолжить политику ускоренной информатизации системы общественно-политических отношений и интенсивного развития электронного документооборота на всех уровнях государственного, муниципального, общественного и частного управления;

- создать единую систему электронной демократии, обеспечивающую разработку, функционирование, контентную и техническую поддержку федеральных, региональных, муниципальных, общественных и частных интернет-проектов в части различных видов публичного и общедоступного интерактивного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности;

- создать мобильную версию единой системы электронной демократии для использования на мобильных устройствах;

- обеспечить соблюдение необходимого уровня безопасности, защищенности и других требований, которые будут разработаны к системам электронной демократии на уровне федерального законодательства, в том числе, в части работы с персональными данными;

- обеспечить интеграцию единой системы электронной демократии с сайтами государственных и муниципальных органов, элементами электронного правительства, интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, а также существующими сервисами массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.);

- сделать единую систему электронной демократии доступной для людей с ограниченными возможностями;

- обеспечить в единой системе электронной демократии поддержку многоязычных версий для иностранных языков и национальных языков Российской Федерации, а также встроенной опции машинного перевода;

- упростить процедуры электронного взаимодействия граждан и организаций с государственными и муниципальными органами, в том числе в сфере обращения граждан в органы власти и предоставления гражданам и организациям государственных услуг и информации о деятельности органов власти в электронном виде;

- разработать и внедрить процедуры электронного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в разработке, обсуждении, принятии и контроле над реализацией общественно-политических решений (в том числе в виде проектов правовых актов и официальных документов), принимаемых органами власти на всех уровнях государственного и муниципального управления;

- разработать и внедрить процедуры электронного общественного самоуправления на муниципальном уровне;

- дополнить существующее законодательство в части организации электронного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности, усовершенствовать нормативно-правовую базу в данной сфере, учесть успешный опыт правовой регламентации электронного взаимодействия в зарубежных странах с развитой демократической системой;

- разработать и реализовать программу информационно-разъяснительной работы с населением, в рамках которой необходимо донести до российских граждан информацию о существующих механизмах электронной демократии, об их возможностях и преимуществах по сравнению с классическими демократическими механизмами и процедурами.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

- электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);

- механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;

- механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;

- механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;

- механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

 

 


Лекция 3. Компьютерные операционные системы: назначение, основные функции.

План лекции.

3.1. Назначение, функции и возможности компьютерной операционной системы.

3.2. Виды современных операционных систем.

3.3. Основные методы, способы и средства хранения и управления компьютерной информацией

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информатизация юридической деятельности. | Назначение, функции и возможности компьютерной операционной системы.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.