По плановым ценам на фактически реализованную продукцию
Фактически за отчетный период
1) Выручка от реализации
2) Затраты на производство и реализацию
3) Прибыль от продаж
На ФР влияют такие факторы, как:
- методы списания безнадежных долгов
- принятая оценка ТМЦ
- методы начисления амортизации и т.д. и т.п.
Из данных таблицы видно, что в отчетном году прибыли получено больше, чем запланировано, на 36 тыс. руб.
На данное отклонение повлияли следующие факторы:
1) изменение объема реализации
Влияние этого фактора определяется умножением плановой прибыли на процент прироста объема реализации:
Таким образом, за счет увеличения объема продаж на 4,7% прибыль возросла в той же пропорции, что в абсолютном выражении составило 10 тыс. руб.
2) изменение затрат
Влияние изменения данного фактора определяется сопоставлением фактических затрат отчетного периода с плановыми затратами на фактически реализованную продукцию:
2108 – 2070 = 38
Увеличение затрат на 38 тыс. руб. повлекло за собой уменьшение прибыли на эту же величину
3) изменение продажных цен на продукцию
Влияние определяется сопоставлением фактической выручки в действующих ценах с фактической выручкой в плановых ценах:
2359 – 2296 = 63
Рост цен на 63 тыс. руб. обусловил рост прибыли на ту же величину
4) структурные и ассортиментные сдвиги
Влияние устанавливается через рентабельность отдельных видов продукции
Рост выпуска более рентабельных видов продукции в общем выпуске увеличивает прибыль
2 способа:
4.1) сопоставление плановой прибыли, пересчитанной на фактический объем и ассортимент, с плановой прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации
226 – 215*1,047 = 1
4.2) сравнение двух показателей прибыли с вычленением из полученного результата влияния объема реализации (1-ый фактор):
226 – 215 – 10 = 1
Баланс отклонений:
10 – 38 + 63 + 1 = 36
Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют направления использования прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов (т.е. чистой прибыли)
За счет ЧП возможно образование резервного фонда и фонда социальной сферы (перечень образуемых фондов оговаривается в учредительных документах)
Источники информации по использованию ЧП:
1) учредительные документы (см. выше)
2) отчетность
3) Главная книга
4) Журналы-ордера и т.д.
Объекты анализа:
1) прибыль отчетного периода (прибыль до налогообложения)
2) обязательные отчисления и платежи из прибыли
3) чистая прибыль отчетного периода
4) резервный фонд
5) фонд социальной сферы
6) нераспределенная прибыль прошлых лет
В соответствии с действующим положением прибыль отчетного года распределяется в следующем порядке:
1) исчисляется налогооблагаемая прибыль, для чего прибыль отчетного года уменьшается на суммы:
- доходов в виде дивидендов по акциям, облигациям и т.д.
- доходов от долевого участия в деятельности других организаций
- доходов от видеосалонов
- прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных видов банковских операций
- прибыли от реализации с/х продукции собственного производства
- суммы льгот, предоставленных в соответствии с законодательством
2) чистая прибыль определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного года и величиной налога на прибыль
3) часть прибыли может быть перераспределена в дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения УК
При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражается фактическое распределение прибыли, определяются абсолютные отклонения (и их причины)
По результатам расчетов разрабатываются мероприятия по лучшему использованию прибыли
6. Рентабельность: виды и анализ
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность), измеряемую в % к затратам или к капиталу
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с одного рубля средств, вложенных в активы
В соответствии с направлениями деятельности предприятия (основная, инвестиционная, финансовая) в АФР используются следующие группы показателей относительной доходности:
1) рентабельность продукции (рентабельность продаж)
2) рентабельность фондов
3) рентабельность всех активов
4) рентабельность вложений (инвестиций)
5) рентабельность капитала
1. Доходность продукции характеризуется следующими показателями:
1.1. Рентабельность продаж (реализации):
Рреализ = Преализ / ВР, где
Преализ – прибыль от реализации
ВР – выручка-нетто от реализации
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько имеет прибыли предприятие с рубля продаж
Данные показатели (2-й и 3-й) характеризуют величину прибыли на 1 руб. затраченных средств
2. Рентабельность фондов
Эти показатели, наряду с показателями рентабельности продаж, являются оценочными при исследовании спроса на продукцию и характеризуют эффективность использования потребленных средств
Рф = (БП или ЧП) / (ОПФ + МОС), где
ОПФ – средняя стоимость основных производственных фондов,
МОС – средняя стоимость материальных оборотных средств
Сравнивая рентабельность, исчисленную по ЧП с рентабельностью по БП, можно определеить влияние на рентабельность налоговых отчислений
Основные задачи анализа рентабельности фондов:
1) оценка показателя рентабельности в динамике
2) выявление и измерения действия различных факторов на уровень рентабельности
3) определение возможных резервов дальнейшего роста рентабельности
На рентабельность фондов влияют следующие факторы:
1) изменение уровня оборачиваемости
2) изменение рентабельности произведенной продукции и т.д.
Определяется отношением прибыли от реализации к функционирующим средствам (все активы за минусом финансовых вложений и среднегодовой суммы незавершенных капитальных вложений)
4.2. Рентабельность финансовых вложений
Показывает, какой размер дохода (дивидендов, %) получает предприятие на каждый рубль финансовых вложений
Для АО кроме перечисленных показателей рассматривают также:
Рр = Процентное изменение цены акции конкретного АО / Среднее процентное изменение цены акций на рынке
Важный этап аналитической работы – выявление резервов роста прибыли и рентабельности
Основные источники роста прибыли:
1) рост объема реализации продукции (в натуральном выражении)
2) рост цен на производимую продукцию
3) снижение с/с
4) рост качества продукции
1-й и 2-й источники: для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции и умножить его на фактическую прибыль на единицу продукции
3-й резерв определяется умножением резерва снижения с/с каждого вида продукции на возможный объем реализации продукции с учетом резерва его роста
4-й – умножением удельного веса каждого сорта или категории на отпускную цену каждого сорта (сумма величин)
В заключение разрабатываются конкретные мероприятия по использованию этих выявленных резервов