Специальность: «Экономика и управление на предприятии»
Форма обучения:заочная
Преподаватель: к.т.н., доцент каф. ЭИ Венберг Андрей Викторович
1. Информация. 1
2. Информационная технология. 1
3. Составные части компьютерных технологий. 3
3.1. Комплекс технических средств управления информационными ресурсами. 3
3.2. Программное обеспечение. 4
3.3. Организационно-методическое обеспечение информационных технологий. 5
4. Список использованной литературы.. 6
1. Информация
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [Закон].
Информация – результат отражения. Информация отображает некоторый образ реального мира, который в дальнейшем может существовать независимо от материального объекта [Тема 1].
С понятием информации связаны понятия:
– сигнал – любой процесс, несущий информацию;
– сообщение – информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи;
– данные – информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами [Тема 1].
По степени обработки информацию подразделяют на:
– первичную, получаемую в результате наблюдения и фиксации фактов;
Технология (от греч.techne – мастерство, logos – учение) – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов [Тема 1].
Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем производство информации и ее верхнего уровня – знаний оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий [Тема 1].
Информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации [Закон].
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
– предметом (объектом) обработки являются данные;
– целью процесса является получение информации;
– средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
– выбор управляющих воздействий на процессы осуществляются лицами, принимающими решения;
– критериями качества процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность и полнота.
Информационная технология, в своем развитии, прошла несколько этапов.
Первый этап – ручной. В основе информационной технологии были ручка и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления писем. Данный этап характеризовался низкой продуктивностью информационной обработки данных.
Второй этап – механический. Характеризуется тем, что для обработки информации стали применять пишущие (печатные) машинки и телефон.
Третий этап – электрическая обработка информации.Для обработки информации использовались электрические пишущие машинки и копировальные машины.
Четвертый этап – компьютерная информационная технология, связанная споявлением больших ЭВМ.
Пятый этап – появление персональных компьютеров.Происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу, происходит повышение однородности технологии обработки информации.
Шестой этап – этап новых информационных технологий, основу которых составляют:
– развитые коммуникации;
– дружественное программное обеспечение;
– распределенная компьютерная техника.
Под компьютерными (автоматизированными) информационными технологиями можно понимать компьютерное оборудование и программное обеспечение, предназначенное для получения, хранения и передачи информации.
Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений на информацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации ориентирована на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникаций. На их основе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя.
3. Составные части компьютерных технологий
Компьютерные информационные технологии включают в себя три составные части:
3) Организационно–методическое обеспечение.
3.1. Комплекс технических средств управления информационными ресурсами
В составе комплекса технических средств обеспечения управления информационными ресурсами выделяют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной техники.
Рисунок – Технические средства управления информационными ресурсами
Средства компьютерной техники. Чаще всего, говоря о компьютерной технике, подразумевают сами компьютеры и отдельно стоящее оборудование, которое работает совместно с компьютерами и обеспечивает некоторую дополнительную функциональность (периферийные устройства): печать или сканирование документов, защиту от сбоев питания и т.п.
Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности – передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают как автономное функционирование, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.
К средствам коммуникационной техники относятся:
– средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи;
– средства и системы телеграфной связи;
– средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;
– средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико-волоконную и спутниковую связь.
Средства организационной техникипредназначены для автоматизации управленческой деятельности во всех ее проявлениях. Оргтехника – это совокупность всех электронных приборов, которые используются для повседневной работы каждого современного офиса, например, факс, ксерокс, диктофон, микрокалькулятор и пр. В некоторых классификациях в состав оргтехники также включают ПЭВМ и периферийное оборудование (принтер, сканер).
3.2. Программное обеспечение
Под программным обеспечением (Software) понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.
По функциональному принципу выделяют системное, прикладное и инструментальное ПО.
Системное программное обеспечение – это комплекс программ, которые обеспечивают эффективное управление компонентами вычислительной системы, такими как процессор, оперативная память, каналы ввода-вывода, сетевое оборудование, выступая как «межслойный интерфейс» с одной стороны которого аппаратура, а с другой приложения пользователя. В отличие от прикладного программного обеспечения, системное не решает конкретные прикладные задачи, а лишь обеспечивает работу других программ, управляет аппаратными ресурсами вычислительной системы и т.д.
Системное ПО включает в себя:
– операционные системы, драйверы устройств и утилиты ПЭВМ;
– сетевое ПО для управления общими ресурсами в распределенных вычислительных системах; сервисные программы, расширяющие возможности операционных систем и предоставляющие набор дополнительных услуг.
Прикладное программное обеспечение (приложение) – программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и проч. посредством операционной системы.
Офисные приложения
Текстовый редактор
(Приложение Блокнот,
входящее в состав ОС Windows)
Табличный процессор
(Microsoft Excel)
Текстовый процессор
(Microsoft Word)
Редактор презентаций
(Microsoft PowerPoint)
Корпоративная информационная система
Бухгалтерская программа
(«1С: Бухгалтерия»)
Система автоматизации документооборота
(ППП «Канцлер»
на платформе Lotus Notes)
Система ERP
Корпоративный портал
Система проектирования и производства
Система автоматизации проектных работ (САПР, CAD)
АСУТП (SCADA)
Клиент для доступа к интернет-сервисам
Электронная почта
IP-телефония
Веб-браузер
Банк-клиент
Система мгновенного обмена сообщениями
Мультимедиа
Компьютерная игра
Видеоредактор
Музыкальный редактор
Аудиоредактор
Графические программы
Медиапроигрыватель
Научное ПО
Система математического и статистического расчёта и анализа
Система компьютерного моделирования
Информационные системы
Геоинформационная система (ГИС)
Система управления IT-инфраструктурой
Система поддержки принятия решений (СППР)
Справочно-правовая система (СПС)
Программные средства защиты
Криптошлюз
Система криптографической защиты, шифрования и ЭЦП
Средство аутентификации
Антивирусная программа
Средство мониторинга и аудита
Антиспамовая программа
Сканер защищённости
Межсетевой экран
Средство разграничения доступа
Инструментальное программное обеспечение – программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ. Обычно этот термин применяется для акцентирования отличия данного класса ПО от прикладного и системного программного обеспечения.
Два основных вида инструментального ПО:
– средства разработки программного обеспечения. Например, VBA;
– система управления базами данных (СУБД). Например, Microsoft Access.
3.3. Организационно-методическое обеспечение информационных технологий
Организационно-методическое обеспечение информационных технологийвключает в себя:
– нормативно-методические материалы (стандарты) по подготовке и оформлению управленческих и иных документов в рамках конкретной функции обеспечения управленческой деятельности;
– инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования (например, инструкция по охране труда при работе с ПЭВМ);
– инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной информационной технологии обеспечения управленческой деятельности (например, инструкция по работе с прикладным программным обеспечением – системой электронного документооборота).
4. Список использованной литературы
1. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [Закон].
2. Курс лекций по дисциплине «Компьютерные информационные технологии». Тема 1. Основные понятия информационных технологий (2 часа) [Тема 1].
3. Основы VВА для автоматизации расчетных задач. Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информационные системы в экономике» для студентов дневной формы обучения экономических специальностей / Самарская Государственная академия путей сообщения, Кафедра «Информатика», Никищенков С.А., Припутников А.П., Липатова М.Н.
Пусть даны два множества и
Определение 1.Говорят, что на множеситве задана функция отображающая множество в множество если каждому элементу поставлен в соответствие единственный элемент по закону При этом называется аргументом функции а значением этой функции (при указаннном значении аргумента ). Множество называется областью определения функции (обозначение:), а множество называется множеством значений этой функции.
Чаще всего функцию задают двумя способами: а) табличный способ (здесь для каждого аргумента указывается соответствующий ) и б) аналитически (формулой; например ). При аналитическом задании функции в качестве области определения обычно берут естественную область определения, т.е. множество {выражение имеет смысл }. Например, Будет также использоваться обозначение для множества всех значений когда пробегает подмножество