Проблема 3. Сложность процесса получения знания в эмпирической социологии.
Проблема 2: Существование статистического и гуманитарного подходов при исследовании социальной реальности.
Статистический (Количественный) подход.С точки зрения этого подхода – массовые явления имеют статистический характер. Логика познания заключается в следующем: если изучить достаточно большое количество проявлений социального явления – то само явление будет познано.
Индивид является представителем некой социальной общности и носителем информации о социальном феномене.
В рамках статистического подхода основной метод сбора эмпирической информации – формализованный опрос.
Гуманитарный (Качественный) подход.Индивид рассматривается не как проявление социального, а как само социальное явление. В исследовательском процессе на первый план выходят функции понимания и объяснения. Причем они рассматриваются не на уровне эмпирических закономерностей, а на индивидуальном уровне. Исследователя интересуют смыслы, которые вкладывает индивид в свои повседневные практики.
В рамках гуманитарного подхода используются более мягкие, более гибкие, неформализованные методы качественной социологии.
Для обозначения статистического и гуманитарного подходов в социологии пользуются такими парами понятий как дедукция, индукция, восходящая исследовательская стратегия, нисходящая исследовательская стратегия.
В рамках статистического подхода мы говорим о дедуктивном характере рассуждений исследователя. В гуманитарной парадигме характер рассуждений – индуктивный.
Условно для социологической науки можно выделить 4 цели:
1. Понимание
2. Описание
3. Объяснение
4. Предсказание
И в обыденной жизни, и науке часто используются следующие понятия: анализ, интерпретация, вероятность, адекватность, связь, тип, случайность, однородность, взаимосвязь и т.д.
Проблема 5.В рамках эмпирической социологии исследователь может столкнуться с т.н. «ложными проблемами». К таким проблемам относятся следующие: поиск одного решающего фактора для описания и объяснения некоторого социального феномена; представление о целом как о сумме частей; противопоставление качества и количества; поиск глобальных законов развития общества, а не закономерностей.
Вопрос 3. Принципы анализ данных в социологии по Толстовой.
Основной тезис: Анализ данных нужен для того, чтобы исследователь мог вычислять статистические закономерности.
Возможность применения математики возникает тогда, когда исследователь абстрагируется от многих конкретных черт изучаемого объекта и предполагает возможным определенную формализацию рассматриваемого явления.
Прежде чем осуществлять математический анализ данных и получать эти данные необходимо сформировать представление о том, каков характер изучаемого явления. Совокупность таких представлений называется априорной моделью явления.Она нужна для того, чтобы верно провести процедуру измерения, выбрать адекватный инструментарий для анализа данных.
Применение математики в соц. исследовании опирается на то, что мы считаем возможным:
1. Выделить некий фрагмент реальности.
2. Построить посредством измерения математическую модель явления, т.е. получить исходные данные.
3. Изучить эту модель традиционными для математики способами и прийти к некоторым выводам о её устройстве.
4. Проинтерпретировать эти выводы на содержательном языке и получить новое знание о социальной реальности.
Первые 2 этапа обычно относят к области измерения (шкалирования), а 2 последующих к области непосредственно анализа данных.
Социолог, строя первичную модель в процессе измерения вычленяет круг рассматриваемых объектов, ограничивает множество их свойств только теми, которые его интересуют и выделяют отношения между объектами, которые должны моделироваться в процессе измерения.
Исследователь, измеряя определенный фрагмент реальности, ориентирует результат измерения на поиск определенных закономерностей.
Выделенный в исследовании фрагмент реальности можно называть эмпирической системой. ЭС – это совокупность интересующих исследователя объектов вместе с системой связывающих их отношений.
Процесс перевода всех компонентов описанного фрагмента реальности на формальный математический язык позволяет исследователю перейти от эмпирической системы к математической системе.
Принципы анализа данных в социологии соответствуют последовательности следующих этапов:
2. Отображение элементов эмпирической системы с определенными отношениями в совокупность некоторых математических конструктов (например, чисел) с соответствующими отношениями между ними.
3. Непосредственный математический анализ, построенный математической моделью.
4. Интерпретация результатов применения математического метода.
Лекция 2.Методические аспекты применения математико-статистических методов в социологическом исследовании.
Вопросы:
1. Этапы социологического исследования. Понятие обработки, анализа и интерпретации данных.
2. Подготовка к обработке социологической информации.
3. Последовательность процедур при анализе данных.
4. Статистические методы в социологии, специфика их использования.
Этапы:
1. Составление программы.
2. Разработка инструмента исследования.
3. Сбор эмпирических данных.
4. Обработка полученных данных.
С точки зрения анализа данных, исследовательский процесс включает в себя:
1. Подготовка к проведению исследования. Написание программы и других вспомогательных документов.
2. Сбор информации.
3. Обработка и анализ полученной информации.
4. Написание итоговых документов.
Обработка.Это сжатие полученного массива информации, т.е. приведение первичной социологической информации путём применения логических и математических процедур к пригодному для анализа виду.
Анализ данных.Процесс доказывание или опровержения гипотез. Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных данных с целью формирования представлений о характере явления, описываемого этими данными. Это процесс изучения статистических данных с помощью математических методов, не предполагающих вероятностных моделей изучаемого явления.
Анализ данных отождествляется с понятием прикладной статистики, которая понимается как научная дисциплина, которая разрабатывает и систематизирует понятия, приёмы, математические методы и модели, предназначенные для организации, сбора, стандартной записи, систематизации и обработки стат. данных с целью их удобного представления, интерпретации и получения научно-практических выводов.
Анализ данных это процедура поиска статистических закономерностей не сводящихся к применению формальных алгоритмов.
Интерпретация.Это приписывание определенным формальным результатам определенных содержательных значений.
Подготовка к обработке социологической информации.
Очень важный этап исследования, от которого зависят рез-ты исследования.
Можно выделить ряд факторов, сказывающихся на результатах социологического исследования.
1. Необходимо формировать отдельные массивы по каждому используемому методу.
2. Необходимо проверять качество заполнения массива. Проверка на надежность. На случайные и систематические ошибки интервьюера и т.д.
3. Проверка на полноту. Фиксирование количества не-ответов.
4. Закрытие открытых вопросов и позиции другое.
5. Необходимо провести кодирование информации. Кодирование – присвоение языку анкеты условных обозначений, в качестве которых чаще все выступают числа, соответствующие номерам вопросам в анкете.
6. Создание на компьютере макета анкеты. Макет анкеты – это представление структуру анкеты в виде системы кодов и объяснение этим кодам.
Последовательность процедур при анализе данных.
Стадия анализа данных
Исследовательские задачи стадии
Основные приёмы анализа
Первая стадия
Выявление аномалий и пропусков в исходных данных, коррекция выборки, описание простых распределений
Качественное осмысление структурированных данных; использование приёмов описательной статистики; расчеты средних тенденций, вариаций; асимметрия
Вторая-третья стадия
Уплотнение исходной информации и её описание в агрегированных показателях с целью повышения уровня обобщения
Укрупнение исходных шкал; логические комбинации частных признаков; построение индексов; эмпирическая и теоритическая типологизация; факторный анализ
Вторая-третья стадия
Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация и объяснение основных зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка главных и второстепенных гипотез исследования.
Построение двумерных и многомерных таблиц распределения, расчет корреляций, регрессий, энтропии и ассоциации распределений, использование корреляционных графов и детерминационных моделей.
Четвертая стадия
Прогноз изучаемых процессов и явлений на основе объяснительных гипотез
Мыслительный и натурный эксперимент, повторное и сравнительное исследование, контрольные опросы экспертов
Статистические методы в социологии и специфика их использования.
Решают ряд задач в рамках социологического исследования:
· Компактное описание полученной информации.
· Измерение связей и взаимосвязей между признаками.